Спасение утопающих дело рук самих утопающих?
В прошедшую пятницу в главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Приморского края состоялось совещание, на котором обсуждались возможности предотвращения происшествий на льду Амурского залива. Кроме представителей МЧС в нем участвовали сотрудники спасательно-координационного центра на море, УВД Приморья, Государственной инспекции по маломерным судам, медицины катастроф и еще нескольких ведомств, которые каждую весну принимают непосредственное участие в спасении и оказании первой помощи терпящим бедствие во время взлома льда.
В прошедшую пятницу в главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Приморского края состоялось совещание, на котором обсуждались возможности предотвращения происшествий на льду Амурского залива. Кроме представителей МЧС в нем участвовали сотрудники спасательно-координационного центра на море, УВД Приморья, Государственной инспекции по маломерным судам, медицины катастроф и еще нескольких ведомств, которые каждую весну принимают непосредственное участие в спасении и оказании первой помощи терпящим бедствие во время взлома льда.
По сообщению начальника морского отдела краевого управления по делам ГО и ЧС капитана 2-го ранга Вадима Соболева, на состоявшемся в краевой администрации заседании КЧС было принято решение с 15 марта объявить залив зоной чрезвычайной ситуации и запретить любой выход и тем более выезд на лед. Однако в связи с теплой зимой и ранним наступлением весны не исключено, что эта дата будет изменена. Возможно, что уже в конце недели выход на лед будет запрещен.
Для контроля ледовой обстановки Амурский залив поделен на три части, которые патрулируются разными ведомствами. От мыса Токаревского до мыса бурного контроль несет ГИМС. Дальше до Владивостокского рыбокомбината патрулирование возлагается на Приморскую поисково-спасательную службу и городскую службу спасения Владивостока. За северную часть залива несет ответственность УВД Приморья. Администрациям Хасанского и Надеждинского районов также предписывается создать службы патрулирования. Контроль за акваторией будут осуществлять местные подразделения милиции и ГИМС. Для патрулирования во всех ведомствах созданы подвижные группы, оснащенные необходимыми средствами предупреждения и спасения. Кроме того, в районах массовых выходов на лед предполагается выставить посты. Съезды будут обозначаться специальными запрещающими табличками и знаками.
Еще одним методом, направленным на предотвращение катастроф, будет колка льда. В течение первой декады марта при благоприятном ветре ледокол проведет на акватории Амурского залива взлом ледового поля для того, чтобы ветром и течением оно было вынесено в море. Таким образом предполагается значительно ограничить выход и выезд на лед. По словам 1-го заместителя начальника краевого управления ГО и ЧС полковника Виктора Аграната, губернатором Приморья подписано несколько распоряжений, связанных со сложившейся ситуацией. Одним из них выделяется 40 тысяч рублей на оплату работы ледокола. Еще 15 тысяч рублей предоставляется на закупку ГСМ для “Гепарда”. Этот катер на воздушной подушке, принадлежащий ГИМСу, пожалуй, самое продуктивное средство при снятии людей со льдин. В последнем зачитанном распоряжении говорилось о вертолете. Теперь даже в самой чрезвычайной ситуации машина может быть поднята в воздух только по личному распоряжению губернатора…...
Да и с “Гепардом” не все так хорошо, как кажется. По словам начальника ГИМСа Леонида Маковецкого, последние три месяца прошедшего года организация не получала средств на содержание спасательных станций, предусмотренных краевым бюджетом. В текущем году финансирование этого подразделения вообще в бюджет не заложено. Поэтому выделенных средств хватит лишь на закупку ГСМ для автомобилей подвижных групп и обеспечения нескольких выходов “Гепарда”. Иными словами, выделенные средства обеспечивают лишь несколько дней полноценного патрулирования.
Что же касается самого катера, то он уже два года назад должен быть списан, так как полностью выработал свой ресурс. Благодаря этому небольшому судну, которое вмещает кроме экипажа всего трех пассажиров, за время службы было спасено около 130 человек. И скорее всего этот сезон будет для него последним.
Как рассказал корреспонденту “В” начальник центральной спасательной станции ГИМСа Михаил Куликов, в течение трех лет сразу несколько государственных структур обещают финансировать покупку “Пумы” – более мощного и современного катера на воздушной подушке. Однако пока дальше слов дело не идет.
Складывается впечатление, что в этом году рыбакам или детям, если они пренебрегут всеми предупреждениями и, выйдя на лед, окажутся в воде, придется самим бороться за свою жизнь. Спасатели различных ведомств и подразделений готовы к спасению, но вот вовремя увидеть или добраться до терпящих бедствие им будет весьма проблематично.
Автор: Федор ГУРКО, «Владивосток»