Угольщики Артема мечтают взять реванш
Если прибегнуть к военной терминологии, то приморские (в том числе и артемовские) подземные горняки в период так называемой реструктуризации угольной промышленности были разбиты на голову. Оправиться по-настоящему они до сей поры не могут, и уже остро сказывается в крае нехватка собственного твердого топлива, хотя запасы его по-прежнему оптимистичны. Однако угольщики все-таки готовятся к бою, и тот же Артем, например, способен вернуть себе славу шахтерского города. Вот только скоро ли?
Если прибегнуть к военной терминологии, то приморские (в том числе и артемовские) подземные горняки в период так называемой реструктуризации угольной промышленности были разбиты на голову. Оправиться по-настоящему они до сей поры не могут, и уже остро сказывается в крае нехватка собственного твердого топлива, хотя запасы его по-прежнему оптимистичны. Однако угольщики все-таки готовятся к бою, и тот же Артем, например, способен вернуть себе славу шахтерского города. Вот только скоро ли?
На средства господдержки
Образно говоря, Артем по-прежнему пока еще зализывает раны, нанесенные реструктуризацией. И направляемые средства господдержки, призванные обеспечить реализацию программ местного развития и занятость безработных шахтеров, уже осваиваются более-менее успешно. Надо сказать, что “государственная милость” ныне такова, что порою и воспользоваться ею ой как сложно. Пример тому - реструктуризация налоговых долгов. Только со второго захода предприятия смогли прибегнуть к сей милости, первый раз условия были поставлены просто иезуитские. Вот и к использованию средств господдержки надо было приноровиться. Допустим, предприятие решило расширить сферу своей деятельности, принять энное число людей на работу. А чтобы этого достигнуть, надо создать убедительный проект (уже затраты), пройти столько инстанций согласования, которые на каждом шагу опять-таки выкачивают денежки. Получается заколдованный круг: прежде чем получить те рублики, надо столько их истратить... Поэтому многие и сходили с дистанции, даже тогда, когда до финиша оставалось чуть-чуть.
Но лиха беда - начало. Двигаться вперед надо, даже когда приходится делать это шажками. Впрочем, “шажки” такие в Артеме становятся все уверенней. В минувшем году освоено по программе местного развития уже более 14 млн. рублей. Это в несколько раз больше, чем в году предыдущем. В ООО “Блок-рифей-04” создан участок по изготовлению строительных материалов (10 рабочих мест). В ЗАО “Липтобиолит” - участок по ремонту кровель с применением современных материалов (15 рабочих мест). В ЗАО “Дальэкотехмаш” (утилизация и обезвреживание твердых нефтезагрязненных отходов) создано 10 рабочих мест. Ну а пуск предприятия по выпуску полимербетона (строительный материал) и стеновых камней даст сразу 60 (!) новых рабочих мест. В городском центре занятости прошли переобучение 20 безработных. На деньги программы местного развития сооружается и тепловая насосная станция, ее сооружение тоже дает возможность создать рабочие места. Пуск насосной станции намечается к новому отопительному сезону, что позволит погасить в городе 15 котельных, подключить к “большому теплу” жилмассив бывшей трикотажной фабрики и другие. Все это, конечно, не полный перечень того, что достигнуто было в году минувшем в плане использования средств господдержки. Среди идентичных регионов в крае Артем по итогам прошедшего года завоевал первое место по такому виду деятельности. И это не случайно - нынешняя администрация занимается всем этим основательно. Кстати, предприятия, получившие ссуды (свыше 14 млн. руб.), должны вернуть их в фонд местного развития, и средства эти вновь начнут “работать” на создание новых рабочих средств. Плюс к этому Артему под программу местного развития на нынешний год выделено еще 25 млн. рублей “свежих” денег.
Шахтерский прорыв: реальность и перспективы
В Москве существует ассоциация шахтерских городов. И даже действует, хотя московские чиновники, и это заметно, стараются уже “отбодаться” от горняцких проблем. Что ж, дело сделано - уголь, так нужный краю, шахты перестали добывать. Хотя формально процесс реструктуризации продолжается (заключается он теперь именно в создании новых рабочих мест, решении социальных проблем бывших горняков). И шахты окончательно не закрыты, это будет сделано только тогда, когда их снимут с Государственного реестра. Так что Артем ввиду этого по-прежнему можно считать шахтерским, ведь имеются даже дирекции... не добывающих уголь шахт.
Впрочем, действующие угледобывающие предприятия в Артеме тоже имеются. Это разрез “Смоляниново-3” филиала “Большекаменский” “Приморскугля” (120 тыс. тонн угля в год). Он зарегистрирован в Шкотовском районе, но офис в Артеме, да и горняки в основном артемовские. И разрез “Север-3”, который создан там же, на Шкотовском месторождении угля, в минувшем году. Этот разрез и зарегистрирован в самом Артеме, значит, и налоги будут идти в городскую казну. “Север-3” (проектная мощность 80 тыс. тонн угля в год) уже действует, будет давать Артему уголь для обеспечения населения и котельных. Пробные 60 тонн уже поступили в город в этот отопительный сезон. Топливо достойно выдержало экзамен - качество его устраивает тех, кто его использовал. В городе уже улучшается снабжение углем через ОАО “Артемовское топливно-снабженческое предприятие” (бывший гортоп). В 2001 году реализовано населению 9 260 тонн топлива, часть стоимости которого компенсируется из городской казны (в 2000-м - всего 4,7 тыс. тонн). Естественно, добыча своего угля поможет наладить дело еще надежней. Ведь ОАО “АТСП” должно выдать на-гора не менее 12 тыс. тонн топлива в год.
По согласованию с губернатором в городе создана специальная комиссия по перспективам дальнейшей добычи угля. Вошли в нее люди, компетентные в этой сфере. Что у Артема в ближайшей реальности? Комиссия только-только приступает к своей деятельности, она и призвана рассматривать именно такие вопросы. Конечно, возврата к подземной добыче пока не предвидится. Речь будет вестись только о более дешевом получении угля - с открытой разработки месторождений. Кстати, создана такая комиссия и при губернаторе, на уровне края. В ее состав вошел и глава Артема.
Автор: Михаил МАТВЕЕВ, «Владивосток»