Школа для филипка
Но это было лет 150 назад, не меньше. Мы же представить себе не могли, что в не самом глухом районе Приморья, в тридцати километрах от Уссурийска, есть нечто подобное.
Но это было лет 150 назад, не меньше. Мы же представить себе не могли, что в не самом глухом районе Приморья, в тридцати километрах от Уссурийска, есть нечто подобное.
В начальной школе села Боголюбовка занимаются девять учеников, с 1-го по 4-й класс. Один учитель, одна комната для занятий. Через стенку - спортзал, он же столовая, он же актовый зал и кабинет трудового обучения. Один первоклассник. Две девочки.
Школьники из переполненных городских школ могут в чем-то позавидовать боголюбовским ребятишкам: за время урока учитель находит время лично позаниматься с каждым. Не выучить задание в надежде, что не спросят, невозможно - спросят всех. Наверное, благодаря такому «высокому проценту педагогического внимания» здесь и нет двоечников.
Учительница Лариса Петровна Габова придумала собственную методику, как одновременно работать с четырьмя классами.
- Дети сидят «кучками», - рассказывает она. - Пока одним даю самостоятельное задание, других поворачиваю в кружок и начинаю объяснять новый материал. Показывать что-то на доске невозможно. Все тут же отвлекаются и бросают дела. Поэтому наглядные пособия предпочитаю небольшие, чтобы умещались на столе.
...Лучшее слово, которое характеризует Боголюбовку, - это разруха. Дороги, превратившиеся в колеи, руины на месте клуба, покосившиеся домишки - вот и вся деревня. И только школа выглядит на этом фоне по-настоящему светлым пятном: аккуратный беленый домик с ярко-синими ставнями и крыльцом. Но теперь у села появилась перспектива лишиться и этого - школу планируется закрыть. В принципе трагедии не будет: старшие дети уже давно ездят в соседнее село, где есть полноценная 11-летка. Со следующего года к ним присоединятся и малыши, которым придется вставать в 6 утра. Пожалуй, это единственное, что их по-настоящему пугает. А вот Лариса Петровна смотрит дальше:
- Я боюсь, что дети вообще могут бросить учебу. Некоторые матери моих учеников выпивают, и где гарантия, что они будут в такую рань будить ребенка, кормить и отводить к автобусу? К тому же боголюбовские ребятишки лишатся так называемой внеклассной работы.
Сейчас они часто остаются в школе после уроков, готовятся к праздникам. Не забывайте, что в селе нет клуба, мы – единственный «концертный зал», где можно устроить и общую елку, и утренник к 9 Мая или Дню пожилых людей, хоть как-то приобщив и детей, и взрослых к жизни страны. Даже по выходным они приходят сюда играть. Не станет школы – и собираться детям будет абсолютно негде.
Лариса Петровна не понаслышке знает, как легко разрушить и трудно создать. В 1993 году вместе с тремя дочерьми и тремя зятьями она уехала из Киргизии, бросив дом и работу. Нет, их не притесняли и не выгоняли – просто вся документация и «вышестоящие» указания стали вестись на киргизском языке, и русские стали терять работу. Здесь, в Боголюбовке, Лариса Петровна вспоминает своих бывших учеников, таких же мальчишек и девчонок, как и нынешние:
- Мне-то все равно. Пойду на пенсию, буду огородом заниматься. А вот детей жалко, - вздыхает она.
Как нам рассказал заместитель руководителя департамента образования и науки краевой администрации Константин Межонов, перспектива закрытия начальной школы есть не только в Боголюбовке. Демографический спад привел к тому, что в некоторых деревнях детей школьного возраста можно пересчитать по пальцам. И не только в Приморье. В связи с этим в министерстве образования разработана концепция реструктуризации сети сельских образовательных учреждений. Документ уже получил одобрение правительства и предполагает ликвидацию маленьких школ.
Но детям нужно обеспечить право на образование, и для этого определены два пути – создание пришкольных интернатов или подвоз учеников в крупные села.
Интернаты – удовольствие дорогое, а вот купить в школы автобусы, чтобы они по утрам собирали детей из небольших деревень, а после занятий развозили обратно, можно. Тем более что в Приморье успешно реализуется программа «Школьный автобус».
- Школа – это не только учитель и ученики. Это здание, которое нужно отапливать, ремонтировать и подкрашивать перед 1 сентября. Причем расходы на его содержание не зависят от того, 1 или 10 детей там учатся. Так не проще ли собирать детей из нескольких деревень в одной школе, а на сэкономленные средства купить им компьютер или учебники, повысив тем самым качество образования? – считают чиновники департамента.
Логично. Главное, чтобы автобусов на всех хватило, а высвободившиеся деньги действительно пошли на оснащение школ.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»