Счет предъявлен

Судебные приставы обещают «Дальморепродукту» несладкий новый год. Ситуация в холдинговой компании «Дальморепродукт» продолжает оставаться напряженной. Во Владивостоке работают следователи генпрокуратуры России, которые приехали отслеживать судьбу потерянных компанией одиннадцати «голубых» супертраулеров. Между тем на этом проблемы компании не заканчиваются. Существуют еще многомиллионные долги флагмана рыбацкой отрасли страны перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, таможней и простыми своими работниками. Не так давно на страницах «В» мы представляли точку зрения руководства «Дальморепродукта». Сегодня же наш собеседник - главный судебный пристав Приморского края Николай Палуха, невольно оказавшийся оппонентом генерального директора «ДМП» Юрия Диденко.

27 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1097 от 27 дек. 2001
Судебные приставы обещают «Дальморепродукту» несладкий новый год. Ситуация в холдинговой компании «Дальморепродукт» продолжает оставаться напряженной. Во Владивостоке работают следователи генпрокуратуры России, которые приехали отслеживать судьбу потерянных компанией одиннадцати «голубых» супертраулеров. Между тем на этом проблемы компании не заканчиваются. Существуют еще многомиллионные долги флагмана рыбацкой отрасли страны перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, таможней и простыми своими работниками. Не так давно на страницах «В» мы представляли точку зрения руководства «Дальморепродукта». Сегодня же наш собеседник - главный судебный пристав Приморского края Николай Палуха, невольно оказавшийся оппонентом генерального директора «ДМП» Юрия Диденко.

- В последнее время в прессе, общественных инстанциях все активнее рассматривается сложная ситуация в компании «Дальморепродукт». Я до последнего времени тоже не мог объективно оценить, что представляет собой холдинговая компания. Разумеется, всем известно, что это чуть ли не единственное добывающее предприятие в стране, которое сохранило свою мощную структуру и флот. У «ДМП» 60 процентов всей рыбодобычи Приморского края и около 16 процентов – по России в целом.

Но так как наша служба, к сожалению, стала занимать в судьбе компании не последнюю роль, пришлось навести справки. Итак, доля государства в уставном капитале «Дальморепродукта» отсутствует. Крупными акционерами являются: 33,3 процента - иностранные юридические лица, 36,56 – российские, 30,14 – физические лица (в основном трудовой коллектив). Численность работников – 16000 человек. Среднемесячная заработная плата составляет 2889 рублей. Хотя выручка предприятия за первое полугодие этого года составила 1 миллиард 275 миллионов рублей! ОАО ХК «ДМП» имеет 22 дочерних общества, 2 зависимых общества, 7 обособленных подразделений. Действительно, это мощное образование.

Тем не менее у «ДМП» огромные долги, природу которых мы пытались проанализировать. В частности, чтобы взять кредиты, предприятие заложило свое имущество в банки. Например, в «Банк Москвы». Только одному этому кредитору долг составляет 15 миллионов 917 тысяч 119 долларов и 37 центов США. Судебное решение исполняется нами на протяжении уже шести месяцев, но мы бессильны что-либо сделать. Руководство «Дальморе-продукта» всячески нам противодействует. Любое предприятие, как известно, вправе взять кредит. А если не платишь - верни залог. Но в ответ на судебные решения в «ДМП» подняли шум, что, мол, грабят, пытаются банкротить. Всего компания должна разным инстанциям 160 миллионов рублей и 18 миллионов долларов США.

Справка «В»

Суммарная недоимка по бюджетным и небюджетным фондам у компании «Дальморепродукт» составляет на 13 октября 2001 года 109,4 миллиона рублей. При этом, по данным июля этого года, собственный капитал в оборотных средствах предприятия отсутствует, а его внеоборотные активы на 2533 миллиона рублей сформированы за счет заемных источников. Межведомственная балансовая комиссия отмечает неудовлетворительное значение финансово-экономических показателей предприятия.

- Разве компании не грозит банкротство? Все только об этом и говорят…

- В ноябре в Москве состоялось очередное заседание межведомственной балансовой комиссии по «Дальморепродукту». По итогам тщательного изучения всех документов она вынесла следующее предложение: «Процедура внешнего наблюдения является инструментом, который может способствовать выходу предприятия из кризисного состояния». Здесь же – подписи гендиректора акционерного общества Юрия Диденко и его главного бухгалтера Соколовой. Получается, что Диденко согласен с выводами комиссии. Но при этом он везде утверждает, что его насильно хотят обанкротить.

- Вы назвали миллиардную прибыль предприятия. Почему же оно не выплачивает налоги?

- Самое страшное заключается даже не в этом (в конце концов правительство дало возможность холдингу реструктуризировать налоговые долги), а в том, что г-н Диденко не платит зарплату людям. Комиссия по трудовым спорам выносит постановления о взыскании средств с «Дальморепродукта» на выплату заработной платы рыбакам. Эти решения передаются в «Дальневосточный банк», где находятся счета предприятия. Но счета пустые.

Люди устают ждать, начинают обращаться в суды. И положительные решения приносят нам для дальнейших действий, действий принудительных. На сегодня мы должны помочь рыбакам с выплатой заработка на сумму 10 миллионов рублей. К новому году мы ожидаем, что долг предприятия перед рыбаками вырастет до 70-80 миллионов. При этом продукция добывается, поставляется оптовикам и посредникам, продается…... Наша служба обладает большим количеством информации на этот счет. Имеются копии платежек, имена агентов, реализующих морепродукты компании и ее «дочерок». Вот поэтому и задаемся риторическим вопросом – почему официальные счета при этом практически пустые?!

- Николай Николаевич, у вас орган, который по закону наделен немаленькими полномочиями: по решению суда вы обязаны принудительным способом арестовывать имущество и счета…

- В отношении «Дальморепродукта» сегодня мы наблюдаем второй виток кризиса. Тяжелое положение уже было там в 1999 году. В пользу рыбаков нашей службой было удержано с предприятия 30 миллионов рублей. Изымали из банков, арестовывали имущество, продавали его. Закон об исполнительном производстве гласит, что зарплата работникам при взыскании с предприятия средств выплачивается в первую очередь. С начала 2002 года, обогатившись оперативной информацией из разных источников, мы намерены действовать еще более жестко. Мы обязательно взыщем эти миллионы и вернем их рыбакам. Часть зарплаты мы вернули, продав около 20 арестованных у предприятия автомобилей.

- Вас не остановит даже то, что за спиной руководителя «ДМП» - мощная поддержка из Москвы?

- Не остановит, я человек казенный, действую по закону...… 31 ноября на совместной коллегии министерств по налогам и сборам и юстиции было указано, что должникам не будет никакой пощады. Там рассматривалась ситуация по всем налогоплательщикам в Приморском крае. Можно платить по копейке, но платить!

- А что вам мешало делать это раньше?

- Простой пример. Недавно мы пытались арестовать рыбопродукцию на плавбазе «Рыбак Приморья». Но экипаж судна оказал инспекторам и приставам сопротивление, рыба была укрыта. Такая политика руководителей компании не только в отношении службы приставов Приморского края. Генеральной прокуратурой возбуждено уголовное дело в отношении Юрия Диденко и компании «Дальморепродукт», ее представители до сих пор находятся во Владивостоке. На допросах Диденко во всем обвиняет компанию «ДМП-Троулерз». Спрашивается, а кто создал это дочернее предприятие, как не сам руководитель холдинга? Кстати, у данной структуры тоже достаточно долгов, но все имущество находится в Южной Корее – к нему не подобраться.

- И все-таки вы же предпринимали попытки арестовать счета…

- Нам сложно найти «живые» деньги. Хотя есть информация, что в основном они идут через московские агентские фирмы. Надо отметить, что никому из ревизоров еще не удалось исследовать финансовую схему «Дальморепродукта» - настолько она запутанная и сложная. Поэтому мы вынуждены разрабатывать операции по аресту имущества.

К слову, отдельные наши действия приостановлены арбитражным судом по жалобе Диденко. Но, могу заверить, все, что мы арестовываем в пользу тех же банков-кредиторов, таможни, налоговой инспекции, первым делом пойдет на зарплату работникам.

- Так что вам больше мешает, чтобы эффективнее работать, – недостаток времени или контрмеры Юрия Диденко?

- Скорее, несовершенство законодательства. За воспрепятствование государственным органам - мизерная ответственность. Формально это светит двумя годами лишения свободы, но в законодательной путанице этого непросто добиться. Осенью мы арестовали пять судов. Но судебные инстанции не дают зеленый свет на их продажу, хотят сначала разобраться с поступившей жалобой. Диденко постоянно жалуется в высокие инстанции, утверждая, что у судебных приставов нет права взыскивать деньги.

- То есть вы считаете, что «Дальморепродукту» банкротство не грозит?

- Пока нет. Ясно, что никто их с миллиардной прибылью и большими оборотными средствами и мощным флотом банкротить не будет. Достаточно продать один корабль, чтобы рассчитаться с работниками по зарплате. Да, огромное количество флота компании находится в оперативном управлении других фирм, бербоут-чартере.

А рассчитаться Диденко может в любой момент. К примеру, если выплатит 5 миллионов рублей, то сразу же получит добро на реструктуризацию всей налоговой задолженности. Он ее и получит. Просто тянет до последнего, раздувая неслыханный ажиотаж.

Автор: Беседу вел Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»