На «Звезде» новый отсчет
Недавно на ГУП ДВЗ «Звезда» состоялось официальное вступление в должность директора завода Юрия Шульгана. В этой связи новый руководитель большого оборонного предприятия дал пресс-конференцию для представителей местных, краевых и центральных СМИ.
В последнее время – как, впрочем, и всегда - о «Звезде» говорится и пишется много. Но, как правило, упоминается она в прессе в основном в связи с демонтажом подводных атомоходов, а также строительством и началом работы объектов по очистке и хранению ЖРО и ТРО. Это одно из главных направлений деятельности завода, но отнюдь не единственное.
В беседе с журналистами новый директор подчеркнул, что сегодня на первый план выходит то, ради чего и появилось в свое время это детище оборонки, - ремонт подлодок. Концепция финансовой стабилизации и дальнейшего развития предприятия связана именно с ним.
- В обозримом будущем,- сказал Юрий Шульган, - мы завершаем ремонт и модернизацию подлодок второго поколения и переходим к качественно новой задаче - плановому обновлению многоцелевых АПЛ третьего поколения. Сложный этап, требующий создания более совершенной инфраструктуры. Первая пробная «ласточка» - это «Иркутск», а следом придут и другие. Сейчас трудно сказать, сколько времени уйдет на реконструкцию головного корабля. В немалой степени это зависит от стабильности финансирования. Сам же процесс длительный и многосложный. Он начался пару месяцев назад с освидетельствования лодки на базовой стоянке: наши специалисты провели осмотр ее состояния, работы всех систем. Дальше будут демонтаж и дефектовка узлов, деталей и механизмов, их замена, ремонт и модернизация, затем - стендовые испытания, проверка действия систем в комплексе, паровые и ходовые испытания, пуск реактора. Разработан подробный план поэтапных действий, в результате которых на выходе мы получим качественно новый корабль, обладающий совершенными техническими характеристиками, практически бесшумный ...
- В связи с возвращением оборонных заказов не заглохнут ли другие виды деятельности завода - гражданский ремонт и судостроение?
- Ни в коей мере. Даже большой и сложный заказ, каковым является «Иркутск», не обеспечит предприятию 100-процентную загрузку. В середине 80-х годов у заводских причалов стояло до 14 подлодок. Справлялись... Производство же серии маломерных судов, как и ремонт единиц добывающего флота, сулит неплохие деньги. В настоящий момент мы форсируем сдачу рыболовного судна для компании «Посейдон». Оно будет носить имя прежнего директора завода Валерия Маслакова и отправится в плавание весной будущего года.
- Какие еще оперативные задачи решаются на заводе сейчас?
- К сегодняшнему дню, причем в рекордно короткий срок, завершен доковый ремонт плавучей мастерской, предназначенной для выгрузки активных зон из реакторов. Значительные силы брошены на завершение строительства береговой технической базы, которое намечено на февраль будущего года.
- Год назад о договоре с китайской стороной на ремонт подводной лодки говорили как о вопросе решенном. Так ли это?
- Не совсем. Он пока в стадии обсуждения. Речь идет о ее модернизации...
- Согласно программе «Уменьшение ядерной угрозы» японская сторона выделила 120 миллионов долларов на утилизацию российских подводных лодок первого и второго поколений. С кем непосредственно заключается договор, и как будут осваиваться эти средства?
- С российской стороной в лице Минатома, и деньги поступят на завод для выполнения конкретных заказов. Сейчас идет совместная (Япония – Минатом - Российское агентство по судостроению) доработка некоторых деталей соглашения, после чего он будет подписан.
Автор: Елена БОДОСОВА, специально для «В»