Копи пенсию смолоду!

Чем умней человек, тем раньше он начинает задумываться, как будет обеспечена старость. Повышение пенсий стало одним из первых значимых шагов правительства Владимира ПУТИНА. Чтобы благополучие российских пенсионеров стало гарантированной реальностью, в правительстве и Пенсионном фонде РФ пересматривается весь механизм пенсионного обеспечения.

19 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1092 от 19 дек. 2001

 Чем умней человек, тем раньше он начинает задумываться, как будет обеспечена старость. Повышение пенсий стало одним из первых значимых шагов правительства Владимира ПУТИНА. Чтобы благополучие российских пенсионеров стало гарантированной реальностью, в правительстве и Пенсионном фонде РФ пересматривается весь механизм пенсионного обеспечения.

Как ни пугает слово “реформа”, а пенсионной системе России без нее не обойтись. Во-первых, нынешняя пенсионная система создает непомерную нагрузку на фонд оплаты труда и на налогоплательщиков. 28-процентный страховой взнос – это очень много. Как результат - искусственное занижение налогооблагаемой базы. Во-вторых, российская система перегружена обязательствами, рациональность которых спорна. Средний возраст выхода на пенсию в России – один из самых низких в мире - 55 лет. Плюс массовый досрочный выход на пенсию многочисленных категорий работников – от учителей до сотрудников силовых структур. На одного российского пенсионера приходится всего 1,4 работающего.

Пенсионная реформа “в законе”

Новую модель пенсионной системы будут регламентировать больше 10 федеральных нормативных актов. Их головными разработчиками стали Пенсионный фонд и Министерство экономического развития и торговли РФ.

Михаил ДМИТРИЕВ, 1-й заместитель министра экономического развития и торговли РФ, в интервью клубу региональной журналистики «Из первых уст»:

“С 1997 по 2001 год были разработаны несколько вариантов пенсионной реформы. Они были просчитаны, и сейчас правительство выбрало вариант, который в нынешних политических, экономических и социальных условиях соответствует возможностям страны и долгосрочной стратегии развития. В думу уже внесены соответствующие законопроекты.

Первый из них формулирует основные особенности пенсионной системы. Он устанавливает в нашей пенсионной системе две основные составляющие – это базовая пенсия из средств федерального бюджета, являющаяся социальной гарантией, и трудовая пенсия, состоящая из двух компонентов. Первый - страховая пенсия - выплачивается по-прежнему из текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ и зависит от прошлых заработков и взносов. Второй - накопительная составляющая, которая будет финансироваться по совершенно новым принципам.

Законы о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению и о трудовых пенсиях в РФ посвящены размерам и порядку выплат. Отдельным законом определяются размеры страховых взносов и социальных налогов в Пенсионный фонд. Пока в нем фиксируется изменение структуры ставок социального налога в рамках 28 процентов. Но не исключено, что часть социального налога, которая пойдет в Пенсионный фонд, получит статус отдельного платежа и будет регламентироваться самостоятельным законом.

Еще один закон связан с реформированием механизмов досрочного пенсионного обеспечения. Если есть основания для досрочного выхода на пенсию, то финансировать ее должны не все налогоплательщики, а те работодатели, у которых данные работники заняты. С 2003 года заработает механизм накопительного финансирования досрочных пенсий. Работодатель, который имеет рабочие места с вредными условиями, будет платить обязательные взносы в профессиональные пенсионные системы. Взносы немаленькие: если предусмотрен выход на пенсию раньше на 10 лет, то взнос составит около 25 процентов от фонда оплаты труда этих работников”.

Но самый дискуссионный закон пенсионной реформы – о том, кто, куда и как будет инвестировать пенсионные накопления.

Куда пойдут наши деньги?

Вопрос, конечно, интересный. Особенно если учесть, что собирать накопительные взносы начнут уже с января 2002 года. Пока, правда, исключительно с тех, кто на 10 и более лет моложе пенсионного возраста (выплаты начнутся в 2012 году).

Первоначально речь шла только об одной возможности выбора. Есть Пенсионный фонд РФ, он и вложит накопительные взносы, уплаченные за гражданина, в соответствующие активы. Но в ходе доработки разработчикам показалось, что лучше предоставить возможность выбирать инвестиционный портфель самому будущему пенсионеру. Три года назад по такому пути пошла Швеция, жалоб от потерпевших пока не поступало. Состав ценных бумаг и активов, в которые средства могут размещаться, жестко регулируют федеральные законы и решения правительства РФ. Управляют фондовыми портфелями отобранные на открытых конкурсах управляющие компании. За ними жестко наблюдают государственные органы. Плюс механизм общественного наблюдения, плюс регулярное информирование населения о ходе и результатах процесса.

С 1 января 2002 года можно самостоятельно выбрать негосударственный пенсионный фонд из числа дополнительно аккредитованных. Это на случай, если перспектива сотрудничества с государственным пенсионным фондом по какой-то причине не привлекает.

Надеяться, что наши накопительные взносы будут напрямую вложены в экономические проекты Приморья, не стоит. Разве что через московские структуры.

Николай КРЕЦУ, председатель Приморского отделения Пенсионного фонда:

“Пока нет смысла рассматривать возможность инвестирования пенсионных средств на региональном уровне. Задача поставлена однозначно: гарантии возврата должны быть близки к 100 процентам. Что может служить такой гарантией в регионе? Средства дефицитного краевого бюджета? Низколиквидная собственность? Нет. Значит, средства логичней централизовать на уровне федерации. Через три-четыре года, когда механизм ответственности и гарантий станет рабочим, тогда будет иметь смысл около 10 процентов накоплений размещать в регионе.

И все-таки пенсионная реформа на экономике регионов скажется однозначно положительно. Работающее население больше не согласится работать за фиктивную заработную плату. Ведь от размера официальных доходов напрямую зависит будущая пенсия. Следовательно, увеличится объем налогов, собираемых на территориях”.