Николай Николаевич, он же Ник-Ник, он же Никсон

В субботу в Центре детского и юношеского творчества Владивостока будут отмечать 40-летие школы-интерната № 2 и 50-летие педагогической деятельности народного учителя СССР Николая Дубинина.

14 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1090 от 14 дек. 2001

 В субботу в Центре детского и юношеского творчества Владивостока будут отмечать 40-летие школы-интерната № 2 и 50-летие педагогической деятельности народного учителя СССР Николая Дубинина

В 60-80-е годы попасть в этот интернат было великим счастьем. Молодые учителя, полные энтузиазма и новаторских идей, дневали и ночевали в школе. Что только они не придумывали вместе со своими подопечными! Выпускали журнал "Подснежник", строили собственный стадион, открыли швейный и гипсовый цехи, участвовали в археологических экспедициях: Посетивший интернат в 65-м году инспектор Министерства просвещения Лев Ходановский сказал: "Таких школ, которые мне понравились, я встретил две. Это - вторая!"

Об этой школе снимали фильмы. Здесь работали ведущие ученые Дальневосточного научного центра, проводился эксперимент по подвижному методу обучения, а изобразительное искусство преподавали профессиональные художники. И во главе всего был Он - педагог от Бога, учитель физики, ставший впоследствии кавалером ордена Ленина, народным учителем СССР, почетным гражданином Владивостока. Николай Николаевич Дубинин.

К сожалению, накануне столь знаменательной даты нам встретиться не удалось: больничная палата - не лучшее место для интервью. Но согласилась поговорить Надежда Евстафьевна, жена, друг, коллега, с которой они многие годы работали бок о бок.

Мы устраиваемся на диване, а Николай Николаевич внимательно наблюдает за нами с портрета, занимающего полстены. "Интересная история у этой картины, - говорит Надежда Евстафьевна. - Она была написана в тот год, когда мужу вручили орден Ленина. Художник с натуры нарисовал только голову - на руки времени не хватило. На выставке я сразу заметила, что они чужие. Но все равно хотелось этот портрет дома иметь. Через несколько лет наш бывший ученик Сережа Садыков выкупил его у мастера и нам подарил. Теперь Николай Николаевич все время за мной наблюдает". Не забывают ученики? "Не только не забывают - даже помогают, - делится собеседница. - Мы вот Игоря Бабынина в свое время в 10-й класс не взяли, но он зла на школу не держит. Институт окончил, предпринимателем стал и, когда мы свой ПИОН - пенсионное интернатское общество неунывающих - организовали, начал нам персональную прибавку к пенсии выплачивать. Как видите, и коммерсанты разными бывают". Среди ваших бывших учеников многие бизнесменами стали? "Может быть, вас это удивит, но действительно многие. Мы сами-то так воспитаны были, что коммерческие наклонности у детей не поощряли. Но, возможно, именно трудности, с которыми им пришлось столкнуться с детства, развили в них предприимчивость. Вот, к примеру, братьев Кузнецовых мама одна воспитывала, трудно они жили, а какими известными людьми стали, фирму свою организовали".

Надежда Евстафьевна с удовольствием вспоминает работу в интернате, рассказывает о коллегах, о многочисленных мероприятиях, проводившихся в школе. Например, о том, как уговорил Дубинин в 81-м году артиста Джигарханяна (бывшего на днях гостем нашей редакции) прийти на встречу с ребятами. "О чем я с ними говорить буду?" - волновался Армен Борисович по дороге. А, прощаясь, сказал: "До чего же у вас интересно!" Вспоминает она, как вместе с учениками занимались преподаватели бальными танцами. Во главе с парой Дубининых? "Ну что вы! - смеется. - На глазах коллектива у нас были сугубо деловые отношения. Николай Николаевич в этом смысле очень щепетилен. Мне даже труднее чем другим учителям было - ничего попросить не могла". Только дома схватывались они в горячих спорах. И было ведь о чем подискутировать. Эксперимент с дифференцированным обучением, который они начали в интернате, поначалу казался идеальным путем к успеху. Слава богу, вовремя одумались - подход к обучению оставили дифференцированным, но детей на лучших и худших делить перестали. А подвижный метод обучения? Сколько писем они тогда получали! Их поддержали в Сибири, на Украине, медики диссертации по этой теме защищали. И действительно результаты ошеломляли - у малышей не портилось зрение, улучшалась осанка, они легко усваивали новый материал. Эх, если бы не пресловутая перестройка, В Арсеньеве, например, эксперимент пришлось прекратить, когда ученики стали недоедать - голодному и сидя-то урок трудно выдержать.

Кажется, в этой школе-интернате был собран цвет учительства Приморья. А, может быть, так оно и было, ведь Николай Николаевич подбирал единомышленников. Вот только одну серьезную ошибку совершил - преемника не подготовил. И когда ему пришлось оставить директорский пост, многое, к сожалению, стало меняться не в лучшую сторону. Хотя и оставались в школе редкие специалисты, каждый из которых мог бы претендовать на звание Учителя года. "Я очень отрицательно отношусь к этому конкурсу, - неожиданно говорит моя собеседница. - Важно оценивать профессионализм, самосовершенствование, внеклассную работу, отношение к детям и отношение детей к педагогу, а не только умение петь и танцевать. У нас работала замечательная учительница, которую ребята обожали, но у нее был серьезный физический недостаток, из-за него она никогда бы не смогла артистично подать себя зрителям и, следовательно, не стала бы победителем такого конкурса и не получила бы в качестве приза машину. Обидно. Поэтому я считаю такую оценку труда несправедливой".

Мы листаем альбомы, перебираем фотографии, вспоминаем знаменитое выступление учителя Дубинина в Останкино. Как жаль, что Николай Николаевич пока в больнице и как хочется, чтобы врачи отпустили его на завтрашний юбилей. Ведь соберутся друзья, коллеги, ученики. Отовсюду приедут, чтобы с бывшими одноклассниками и учителями встретиться. И, конечно же, со своим незабываемым директором. А, кстати, спрашиваю у Надежды Евстафьевны, какое прозвище было у Николая Николаевича в интернате? Ведь любимых учителей за глаза по имени-отчеству не называют. "По крайней мере два я знаю, - смеется она. - Ник-Ник и Никсон".

Выздоравливайте, Ник-Ник, завтра Ваш день!

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"