Станция будущего тысячелетия стоит всего полмиллиарда долларов
Буквально полмесяца назад приморскими энергетиками была окончательно выбрана площадка вблизи Находки под строительство электростанции, “В” тогда оперативно сообщил об этом. И вот новое известие: генеральный подрядчик “СЭЗ Энергия” переводит свое акционерное общество из закрытого типа в открытое.
Буквально полмесяца назад приморскими энергетиками была окончательно выбрана площадка вблизи Находки под строительство электростанции, “В” тогда оперативно сообщил об этом. И вот новое известие: генеральный подрядчик “СЭЗ Энергия” переводит свое акционерное общество из закрытого типа в открытое.
Главные организаторы проекта - руководители свободной экономической зоны “Находка” и “Дальэнерго” - всерьез решили воплотить его в жизнь. Хотя нынешний вариант с возведением ГРЭС и подключением ее в энергосистему юга Дальнего Востока несколько отличается от первоначальной идеи.
План строительства теплоэлектроцентрали на территории СЭЗ возник в начале 90-х годов. Тогда в свободной экономической зоне планировалось разместить 3 технопарка - американский, корейский и китайский. Свердловские проектировщики набросали первый проект. Станция на 250 мегаватт должна была обеспечивать теплом промышленные объекты СЭЗ и жилые дома.
Тогда ТЭЦ ориентировалась только на твердое топливо, поскольку проблем с углем в Приморье еще не наблюдалось. Рядом располагался Сучанский бассейн, и “Приморскуголь” предлагал либо разработать новую шахту “Белопадинская”, либо сделать прирезку запасов на шахте “Нагорная”. Стоимость первого варианта никто окончательно не обсчитывал. Во втором случае требовалось вложение в 42 миллиарда рублей “старыми” деньгами. “Приморскуголь” гарантировал полностью закрыть потребности станции. А это + 650 тысяч тонн условного топлива в год. На сегодняшний день при стоимости партизанских каменных углей более 500 тысяч рублей за тонну и низкой добыче (с трудом закрываются потребности Партизанской ГРЭС) данный вариант кажется совсем неубедительным. ТЭЦ будет вырабатывать “золотой” киловатт. Кроме того, возникнут проблемы угольных складов и золоотвалов, конфликты с природоохранными службами.
Но ситуация изменилась. СЭЗ “Находка” уже не требовалось много тепла. Поэтому институт “Новосибирсктеплоэлектропроект” сделал техническое обоснование строительства ГРЭС. Эти документы до сих лежат в основе будущей станции. 5 энергоблоков по 50-60 мегаватт могут давать в сутки до 300 МВт. Именно этой электроэнергии постоянно не хватало Приморью минувшей зимой, ее приходилось получать в виде перетоков с Нерюнгринской ГРЭС, Зейской ГЭС и хабаровских ТЭЦ.
Обсуждалось 5 мест, где могла бы разместиться новая станция. Но в конце концов выбрали территорию восточного побережья бухты Врангеля рядом с небольшим болотцем. Именно ее в марте утвердило руководство “Дальэнерго”. Главным образом потому, что новосибирцы разработали систему охлаждения турбин морской водой. Глубокий водозабор в бухте Врангеля позволит брать воду без ущерба для окружающей среды. Руководство порта Восточного с пониманием отнеслось к такому предложению и готово оказать помощь в виде строительства в том месте глубоководного причала.
Однако до сих пор не решен вопрос с топливом. Меньше всего шансов у угля из-за его стоимости и нестабильности поставок. Остается газ или мазут. Ближайшее месторождение газа на Сахалине. Разведаны большие запасы, но необходимо профинансировать и построить технологический комплекс по его добыче. Имеется проект и по прокладке газопровода: остров - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Лучегорск. На сегодняшний день неясно, когда газ начнет поступать в столицу Приамурья, а уж у Лучегорска и вовсе шансы минимальные в ближайшие годы. К тому же нитка газопровода до северного Приморья предназначена для перевода Приморской ГРЭС на газоконденсат. Так что газ, хотя и самое дешевое топливо для ГРЭС под Находкой, скорее всего утопия.
Поэтому самым перспективным топливом можно назвать на сегодняшний день мазут. Конечно, в Приморье нет собственных запасов нефти, так же, как и нефтеперерабатывающего завода. Ближайшие предприятия расположены в Комсомольске и Хабаровске (на нефти из Охи), а также - крупнейший в Восточной Сибири - в Ангарске (на нефти из-под Омска). С учетом железнодорожных расценок цена завезенного к нам мазута становится в пределах 200 тысяч рублей за тонну. Не исключено, что жидкое топливо будут возить танкерами из Китая или Южной Кореи. Возможен и вариант с транспортировкой нефти из-за границы. Ведь в крае есть определенные структуры, которые вполне серьезно надеются построить нефтеперерабатывающий завод. И даже называют конкретные места, например бухту Чажма. Поэтому наиболее оптимальной выглядит организация поставок дешевых нефтепродуктов с Сахалинского шельфа после полного освоения этих месторождений и определения способов их транспортировки.
Одновременно с сибиряками техническую документацию по собственной инициативе готовила одна из известных японских корпораций. Она даже предлагала полностью инвестировать проект, но при двух условиях: оборудование закупается только в Японии, а строительство ведут лишь указанные ими российские предприятия. Их проект оказался в 3 раза дороже сибирских расчетов, при которых весь технологический комплекс приобретается в России, а рабочая сила нанимается в соседних азиатских странах.
Теперь остается главный вопрос - финансирование. На строительные работы требуется 226,63 миллиона долларов, на покупку оборудования необходимо 165,29 миллиона, стоимость монтажа выльется в 48,26 миллиона долларов, на обучение персонала и другие расходы понадобится еще 55,58 миллиона долларов. В целом от первого колышка до сдачи под ключ надо полмиллиарда долларов.
А пока что “Дальэнерго” готовится отправить техническое обоснование будущей ГРЭС в Томск на доработку. Если к строительству станции приступить прямо сейчас, то скорее всего она вступит в строй в самом начале третьего тысячелетия.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, “Владивосток”