Потеснить китайца можно! Своим продуктом
На дворе снег, в воздухе морозная дымка, а мои собеседники говорят о лете.
На дворе снег, в воздухе морозная дымка, а мои собеседники говорят о лете.
Картошки нынче будет большеПервый вопрос - Владимиру Усольцеву, заместителю главы городской администрации по вопросам сельского хозяйства.
- Владимир Дмитриевич, на городских рынках полно свежих овощей, фруктов, консервов. Ведь в прежние времена по весне такого не бывало - это радует?
- Выбор есть, и это хорошо. Плохо, что почти все - привозное из Китая и других заморских весей. Конечно, можно и надо говорить о неразумной экономической политике государства, не дающей дышать сельскому хозяйству. Но мы-то дышим, пытаемся конкурировать. Скажем, в прошлом году под картошкой в районе было занято лишь 62 гектара. Причем выращивали его только в двух хозяйствах. Нынче площади расширяются до 125 гектаров, а заниматься выращиванием “второго хлеба” будут и другие хозяйства.
Почему возрождается эта культура на полях наших хозяйств? Выгодным становится ее производство. За счет внедрения голландской технологии, которая позволяет выращивать рекордный для наших почв урожай. К тому же он неплохо сохраняется всю зиму. Достаточно сказать, что только в одном ТО “Марковское”, где впервые освоена эта перспективная технология, его запасов хватит для нужд города и для предстоящей посевной.
Сладкий пряник с горчинкойНе так давно АО “Снедь”, бывший горпищекомбинат, специализировалось исключительно на выпуске консервов из местных овощей и фруктов, и с их реализацией, учитывая прежние цены, особых проблем не было. Даже свои грибки и знаменитое варенье из калины выпускали! Пользовались спросом газированные напитки и “фирменный” квас. Позже, во время зимнего “мертвого” сезона, начали осваивать выпечку пряников. Они тоже по прежним божеским ценам раскупались охотно и даже вывозились за пределы края. Помнится, о лесозаводских пищевиках даже в “Известиях” писали.
О тех благодатных временах сегодня приходится лишь вспоминать. “Перестройка” аукнулась так, что о консервировании овощей, ягод и фруктов “Снеди” пришлось забыть - дорогое удовольствие при нынешних несуразных ценах на все и вся. А пряники стали главным, “фирменным” продуктом. Они и сейчас наряду с лимонадом спасают консервщиков, дают возможность круглый год зарабатывать живую копейку.
- Решили расширить их ассортимент, - рассказывает директор Сергей Толстопятов. - Заказали оборудование для знаменитых “тульских пряников”. Пошли на значительные затраты, но люди, хотя и сидят без зарплаты, не возмущались: понимали, речь идет о перспективе предприятия, об их судьбе. Наладили производство своего сгущенного молока, используемого в технологическом процессе. Выпускаем кетчуп - по более низкой цене в сравнении с завозным. Продукция вроде бы не профильная, но все-таки выход: люди обеспечены работой.
- Ну а что же с прежней традиционной овощной и фруктовой продукцией, Сергей Степанович?
- Занимаемся и ею: выпускаем свеклу, лук, морковь для гарниров, борщи, солянки. Этого добра у нас на складах в достатке - нашлись бы потребители. Летом снова займемся вареньем, повидлами. Часть продукции расходится по городским магазинам - со многими заключены договоры. Часть ушла в виде взаимозачетов. Но все же главный прежний ее потребитель - армия - наверное, надолго “потерян” для нас.
Намерены взять под свое крыло ТО “Иннокентьевское”, бывший специализированный плодово-ягодный совхоз. Для восстановления прежде знаменитых и прибыльных садов потребуется 2-3 года, но дело это стоящее. Пока же ягоду приходится закупать у частника. В неурожайный год цены на нее известно какие! Оттого и варенье “кусается”. Надеемся, что уже в нынешнем сезоне конкуренцию “забугорной” продукции составят варенья из дикоросов - лимонника и калины. Не будут забыты березовый сок и квас в бутылках.
- Ну а как потеснить китайцев с рынка думаете?
- Теснить можно своим хорошим и дешевым товаром - рынок есть рынок. И если мы не можем его заполнить, кто же тут виноват? Другое дело, когда свои “ставят палки в колеса” - непомерными налогами, все растущими ценами и тарифами, чиновниками, которые не желают помогать. Скажем, на последней краевой ярмарке сельхозпродукции для “Снеди” не нашлось места для рекламы и продажи. Снизошли, правда, дали стенд. А вот грузовик с “фирменными” пряниками гнали на ярмарку зря. Потому и получились они с горчинкой обиды.
Немало горечи приходится испить нынешнему аграрию, в союзниках у которого не государство с его разумной политикой, а только собственный энтузиазм.
Автор: Валерий ЛЕДЕНЕВ, “Владивосток”