Отказали тормоза

К сожалению, и такое бывает. Служил парень в армии, тянул лямку срочной службы. Дома ждали, думали, армия сделает из него человека. А солдат однажды так накуролесил, что удивился даже видавший виды военный прокурор. И вернется парень домой не заслуженным дембелем, а бывшим зеком.

29 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1083 от 29 нояб. 2001

К сожалению, и такое бывает. Служил парень в армии, тянул лямку срочной службы. Дома ждали, думали, армия сделает из него человека. А солдат однажды так накуролесил, что удивился даже видавший виды военный прокурор. И вернется парень домой не заслуженным дембелем, а бывшим зеком.

За 11 дней самоволки военнослужащий Уссурийского суворовского военного училища рядовой Андрей Рысаков (фамилия изменена. – Прим. авт.) угнал четыре автомобиля и совершил четыре кражи! Прибавьте к этому сам факт длительной самоволки и незаконное хранение газового пистолета, и получится круглое число. Видимо, человека так достала армейская дисциплина, что, вырвавшись на свободу, он действовал по принципу «ни дня без приключений». В общем, оторвался на все сто.

Андрей – житель Владивостока, на военную службу был призван Первореченским РВК. Попал в хорошее место – не в какую-нибудь северную тмутаракань, а в соседний Уссурийск, в роту обеспечения суворовского училища. Служил водителем. Спустя семь месяцев перелез через забор части, переоделся в «гражданку» и рванул в Находку.

В Находке сложилось не так, как ожидал. Сунулся было к знакомой девушке, но та его не приняла. Чужой город, денег – ни рубля. В кармане – только газовый пистолет, который Андрей, как следует из его объяснений, нашел под забором воинской части. Ему бы вернуться в часть да покаяться, на худой конец – поехать к отцу во Владивосток, но он предпочел худший из возможных вариантов – начал «осваивать» незнакомый город.

Авантюры разнообразием не отличались. Во всех криминальных эпизодах фигурируют угнанные машины. Они служили одновременно местом ночевки и средством поживы. Что удивляет, так это шизофреническая дерзость всех четырех предприятий гастролера.

Вот хронология «героической» одиссеи рядового Андрея Рысакова.

24 мая Андрей убегает из части. В ночь с 25 на 26 мая его «отшивает» знакомая девушка. Первую половину дня Андрей бродит по городу в поисках своего шанса.

26 мая, 3 часа пополудни. Внимание солдата привлекает припаркованная вблизи крытого рынка «Кант и К» машина «Тойота-Марк-2». Владелец автомобиля с женой на рынке, в салоне – их 12-летний сын. Андрей показывает мальчику газовый пистолет Reck dubl eagl, заставляет его открыть водительскую дверь, после чего едет с ним к морю, там высаживает пацана и уезжает в сторону села Голубовка. Ночует в лесу, забирает оставленные в салоне личные вещи хозяев машины, снимает аккумулятор и автомагнитолу, которые пытается продать. Раскуроченная машина остается в лесном массиве.

27 мая, 14.00, рынок «Маркет». В припаркованной к рынку «Тойоте-Марк-2» сидит 18-летняя девушка. Андрей ныряет в незакрытый салон, наставляет на юную леди пистолет и требует, чтобы она вышла из машины. Девушка отказывается. Солдат довозит ее до школы прапорщиков и там все-таки высаживает. Хозяева «Марка» сообщают об угоне, и милицейский автопатруль гонится за злоумышленником в районе улицы Пограничной. Угонщику удается скрыться.

2 июня, ночь, жилмассив. Андрей вскрывает отверткой дверь оставленной под окнами дома иномарки, заводит ее пилочкой для ногтей и едет в сторону пляжа «Золотари». В районе старого кладбища кончается топливо, гастролер снимает аккумулятор и магнитофон и бросает машину.

3 июня, 15.00, рынок «Маркет». Солдат вскрывает отверткой водительскую дверь «Тойоты-Камри», катается по городу, по пути продает за 200 рублей снятую автомагнитолу. В 21.00 в районе Пограничной его после непродолжительной погони задерживает автопатруль. При этом бьются угнанная машина и два милицейских автомобиля.

Далее было чистосердечное признание. При этом стали известными причины самовольного оставления части.

Накануне побега рядовой Андрей Рысаков охранял штаб своего подразделения. В 8 часов утра пришел с проверкой дежурный офицер и обнаружил, что один из кабинетов вскрыт и не хватает небольшой суммы от хранившихся там денег. В 9.30 командир части послал за проштрафившимся бойцом, но того уже и след простыл.

Причастен или непричастен был Андрей к исчезновению штабных денег, выяснить так и не удалось. Недостача была настолько мизерной, что дело попросту замяли. И выходит, что зря боялся солдат сурового наказания. Вернись он в часть даже спустя 11 суток после побега, но «с чистыми руками», отделался бы максимум годом «дизеля» (дисциплинарного батальона). А скорее всего возмездие было бы условным.

Причину столь бурного проявления криминальных наклонностей 19-летнего парня следствие не установило. Известно лишь, что Андрей в школе учился слабо, а по службе характеризовался отрицательно, то есть проявил себя, как утверждают командиры, недисциплинированным бойцом. Отправляли задержанного самовольщика на экспертизу в Центр психического здоровья в Хабаровск, но там его признали абсолютно здоровым и годным к военной службе.

Ну а если человек психически здоров, то дело в воспитании. Военный прокурор Находки подполковник Владимир Юрьев, выступавший на судебном процессе в качестве обвинителя, выводит, например, такую мораль:

- Служба в армии – конституционный долг. Но та же Конституция наделяет отслуживших определенными льготами. Все честно. К тому же достоверно известно, что парень не подвергался унижениям и получал все положенные виды довольствия. А стало быть, должен винить только себя самого. Набедокурил – получи.

Точка зрения специалиста, стоящего на страже закона, понятна. Жаль только, что человек – существо скорее иррациональное, чем разумное. Тем более если человеку 19 лет. Нельзя исключать и романтическую трактовку случившегося.

В обвинительное заключение это, разумеется, не вошло, но, кажется, беглый солдат делал слишком большую ставку на свою находкинскую пассию. Девушка надежд не оправдала, и парень сорвался. «Остапа понесло». Такое впечатление, что парень вознамерился отомстить целому городу за свою несбывшуюся любовь.

Хорошо, что у него под рукой оказался газовый пистолет, а не автомат Калашникова.

Военный суд Тихоокеанского флота приговорил Андрея Рысакова к лишению свободы на 5 лет и 6 месяцев. Наказание бывший солдат будет отбывать в колонии общего режима. Кроме того, на него возложен штраф в размере 40 минимальных окладов труда – за ограбленные автомобили.

Автор: Юрий БОДУХИН, «Владивосток»