В тесноте и доброте
Синева стылого утра за окном, тихое дыхание спящих детей. Как быстро они выросли, как незаметно пролетели годы. Но для любой матери даже взрослый и вполне самостоятельный человек всегда остается ребенком.
Синева стылого утра за окном, тихое дыхание спящих детей. Как быстро они выросли, как незаметно пролетели годы. Но для любой матери даже взрослый и вполне самостоятельный человек всегда остается ребенком.
Которого необходимо опекать, о котором нужно заботиться. Вот и встает Анна Петровна раньше всех – завтрак приготовить, добрым словом проводить кого в школу, а кого уже и на работу.
Детей у нее шестеро. Правда, 30-летняя Светлана живет далеко, на Украине, но с мамой остались четверо сыновей и еще одна лапочка-дочка. Выходя замуж, вы мечтали о большой семье? “Даже не задумывалась об этом, - отвечает, - но никогда ни на секунду не пожалела, что их родила. Сейчас же и представить не могу, чтобы кого-то не было”. Мы чисто по-женски говорим о том ужасе, который испытывает любая женщина, решившаяся отказаться от еще не родившегося ребенка. И соглашаемся друг с другом – это убийство. А своим детям пожелаете большую семью иметь? В ней явно борются чувство счастливой матери и мысли о том, с какими трудностями сталкивается ныне многодетная семья. После некоторого раздумья Анна Петровна говорит: “Нет, слишком серьезно изменилась ситуация в стране”. Причем нынешняя экономическая ситуация отражается не только на благосостоянии любой семьи, но и на ее моральном климате. Теперь многодетная семья, которая держится на одной матери, уже не редкость. Как сказала мне мама четырех детей Тамара Молчанова из того же Хасанского района, “мужик слабый пошел, трудностей не выдерживает, к бутылке тянется”. А зачем такой нужен? Вот и остаются женщины в одиночестве, условном, конечно, – дети-то при них. Поэтому семья Кузьминых из Славянки, в которой Анна Петровна верховодит, отнюдь не исключение, как она думает.
Трудно живется? Ей очень не хочется говорить о плохом, признаваться, что денег иногда не хватает, что высшее образование детям дать проблематично – надежда только на профессиональное училище. Кстати, Светлана получила специальность фельдшера-лаборанта, Сергей – слесаря-судоремонтника, а Надя учится на повара. “Нормально мы живем”, - упрямо твердит моя собеседница. “Так сами же говорите, что 50 ведер картошки, которые на своем огороде выращиваете, до весны не хватает, докупать приходится, да и одного хлеба в день нужно 3-4 буханки, - “раскручиваю” я собеседницу. – Еще и одеваться нужно”. “Китайский рынок выручает, друзья-приятели да школа, которая, спасибо ей, в трудную минуту не оставляет”, - говорит она. И вы не завидуете богатым? Или гложет иногда черное чувство? “Никогда таких мыслей не возникает, - возражает Анна Петровна, - не в деньгах все-таки счастье”. И переводит разговор на менее болезненную тему.
Так в чем же все-таки счастье? Наверное, права она – никакие материальные блага не могут заменить добрую ауру, витающую в этом доме, любовь, которая их объединяет и, надо сказать, сразу бросается в глаза постороннему человеку. Хозяйка с удовольствием показывает мне детские поделки, которые на все праздники члены семьи готовят друг другу. Трогательные вещички из глины – вазочка с цветами, замечательная кошка, оставшаяся с одним ухом. Мама же на все дни рождения обязательно печет торт. Когда с деньгами совсем уж туго, использует свой фирменный рецепт “Баба Катя”. Секрет названия не раскрыла – видно, маленькая семейная тайна с этим связана, но содержанием его поделилась. Оказывается, главное – чтобы в доме нашелся хотя бы стакан варенья. Дети просто обожают это мамино изделие.
Они по-прежнему любят вместе проводить свободное время. Как и тогда, когда дети были маленькими. Уйдут в выходной на речку, рыбы наловят, ухи наварят. Вечная доля многодетной матери – ведерные кастрюли даже на отдыхе. “Да почему все думают, что мы ведрами готовим? – удивляется Анна Петровна. – Ну чуть больше у нас кастрюли, чем у вас. И я у плиты не простаиваю – дети давно сами научились кашеварить и делают это с удовольствием”. Зато вам болеть нельзя, упрямо стою я на своем, в двух комнатках даже уголка спокойного не найдется. И тут оказываюсь не права. “Если вдруг заболею, в доме такая тишина устанавливается, что и не догадаешься, сколько человек здесь живет, - возражает она. И добавляет: - Вообще-то дети – это своеобразный иммунитет от хворей, расслабляться не позволяют”. Про иммунитет ей, конечно, виднее – много лет ведь, до выхода на пенсию, медсестрой в хирургическом кабинете проработала.
А еще они любят петь. В прошлую зиму, когда отчаянно мерз Хасанский район, собиралась семья в одной комнате и при слабом мерцании свечи заводила и старые народные песни, и современные шлягеры, и любимые украинские напевы. Кстати, на родину, в незалежные края, тянет? “Была как-то мысль вернуться на Украину, - отвечает, - но ведь для моих детей не те места родные, а Приморье. Они своей жизни без моря, без наших туманов не представляют. Так же, как я не представляю своей жизни без них. А насчет того, где лучше, давно известно – хорошо там, где нас нет”.
Сильная женщина. И очень счастливая. Ведь что бы ни говорили, самая большая наша радость – хорошие дети.
Автор: Галина Кушнарева