Сельская медицина сдает позиции
В селах Кировского района из имеющихся 20 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в настоящее время функционируют лишь 11. В поселке Горном, селах Хвищанка, Владимировка, Преображенка, Руновка, Афанасьевка, Ольховка, Шмаковка, Родниковом ФАПы есть. Но медицинскую помощь оказывать они не могут – нет специалистов-фельдшеров.
В селах Кировского района из имеющихся 20 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в настоящее время функционируют лишь 11. В поселке Горном, селах Хвищанка, Владимировка, Преображенка, Руновка, Афанасьевка, Ольховка, Шмаковка, Родниковом ФАПы есть. Но медицинскую помощь оказывать они не могут – нет специалистов-фельдшеров.
Проблема медицинских кадров в последнее время обострилась настолько, что даже в курортном поселке Горные Ключи хоть сегодня можно закрывать местную поликлинику –там остался лишь один врач – терапевт. Остальные перешли работать в местные санатории, где зарплата на порядок выше, а уровень ответственности значительно ниже.
Вот и получается, что медицинские кадры в районе есть, а лечить жителей становится некому.
Винить в этом ушедших из системы районного здравоохранения медиков язык не поворачивается. Ведь хотя кировские медработники и не бастуют, не объявляют голодовки, тем не менее они уже давно забыли те времена, когда зарплату получали вовремя и сполна. Задержки в выплате зарплаты по два-три месяца стали нормой, и ту выдают урывками – то Фонд обязательного медстрахования (ФОМС) сподобится погасить часть своей задолженности, то из местного бюджета выделят какую-то сумму. Никогда эти выплаты не стыкуются и не соответствуют месячному заработку людей в белых халатах.
Вот и ищут люди где лучше.
Хиреет и материальная база местного здравоохранения. Все последние десять лет Кировская ЦРБ практически не получала нового медицинского оборудования, если не считать одного аппарата ЭКГ да машин скорой помощи. Проблема та же, что и с зарплатой – нет средств. А они нужны, и немалые. Один только рентген-аппарат стоит свыше 500 тыс. руб. Менять его давно пора – отслужил уже два срока. Но для районного бюджета эта сумма неподъемная. Крайздрав тоже ничего не обещает, разве что некоторую помощь лекарствами. А ведь районной больнице нужен не только рентген-аппарат.
При всей нищете местной медицины можно только удивляться реформаторскому зуду краевых чиновников от здравоохранения. Они настойчиво рекомендуют переходить на так называемые дневные стационары. В переводе на простой язык это означает сокращение числа койко-мест в больницах, а значит, и расходов на питание и лекарственное обеспечение тех больных, которые должны бы занимать эти койко-места. В дневном стационаре больной получает лишь врачебную помощь. Все остальное – за свой счет. Средства экономятся немалые. Но в погоне за экономией средств, похоже, совсем забывают о людях, нуждающихся в медицинской помощи. Ведь если дневной стационар для больных, проживающих в райцентре, как-то приемлем, то для жителей сел, куда и автобусы ходят по два раза в неделю, он вовсе не подходит. А если учесть, что для многих сельчан, годами не получающих никакой зарплаты, поездка на автобусе становится непозволительной роскошью, то о медицинской помощи в дневном стационаре и мечтать не стоит. И остается им, как в той песне Высоцкого: если хилый – сразу в гроб.
Сейчас в Кировской ЦРБ 215 коек. Это количество пока удалось отстоять и на будущий год. А когда-то было 280 койко-мест. Сокращение коснулось практически всех отделений больницы, кроме психоневрологического. Так что все растущему числу клиентов этого отделения беспокоиться пока не нужно.
Вообще система двойного финансирования здравоохранения – за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования и за счет местного бюджета, похоже, и не могла не дать другого результата, кроме плачевного.
По идее медицинские страховые полисы должны иметь все жители района, а значит, и оказываемая им медицинская помощь должна оплачиваться за счет средств ФОМСа. На практике до 30 процентов населения не имеет медицинских полисов по той простой причине, что все сельскохозяйственные кооперативы, за исключением “Краснореченского”, взносы ФОМСу не платят. Не платят и многие частные предприниматели, использующие труд наемных работников.
В помощи больным людям, не имеющим медицинских страховых полисов, больница не отказывает. Но стоимость их лечения ложится дополнительным бременем на и без того скудный местный бюджет. Вот и получается, что деньги, которые можно было бы потратить на новое оборудование для больницы, уходят на лечение бесполисных больных.
ФОМСу от этого ни холодно ни жарко – он вообще где-то над медициной или в стороне. Местной власти от больницы и больных людей деваться некуда – в меру возможностей приходится решать их сиюминутные проблемы. На перспективу уже средств не находится.
Вот и чахнет сельская медицина.
Автор: Василий ЦАРИННЫЙ, "Владивосток"