О слухах, сыновьях и рыбаках. Разговор с председателем Госкомрыболовства Евгением Наздратенко
Даже если бывший губернатор Приморья Евгений Наздратенко приедет из столицы в родные места на два часа, это не останется не замеченным ни прессой, ни жителями края. Вопросы с подковыркой срываются с уст политизированных приморцев, как вода из решета, – тем более сегодня, когда край опять стоит на пороге выборов, когда идут массовые волнения в рыбной отрасли по поводу аукционов, когда неспокойная обстановка складывается в некоторых министерствах правительства России, при этом упоминается и Госкомрыболовство. И чтобы слухи и домыслы не витали в умах приморцев беспочвенно, Евгений Наздратенко сразу же по приезде во Владивосток не отказался встретиться с представителями местной прессы и ответил на вопросы, которые наверняка многие приморцы риторически задавали экс-губернатору.
Даже если бывший губернатор Приморья Евгений Наздратенко приедет из столицы в родные места на два часа, это не останется не замеченным ни прессой, ни жителями края. Вопросы с подковыркой срываются с уст политизированных приморцев, как вода из решета, – тем более сегодня, когда край опять стоит на пороге выборов, когда идут массовые волнения в рыбной отрасли по поводу аукционов, когда неспокойная обстановка складывается в некоторых министерствах правительства России, при этом упоминается и Госкомрыболовство. И чтобы слухи и домыслы не витали в умах приморцев беспочвенно, Евгений Наздратенко сразу же по приезде во Владивосток не отказался встретиться с представителями местной прессы и ответил на вопросы, которые наверняка многие приморцы риторически задавали экс-губернатору.
- Евгений Иванович, как настроение? Трудно сказать, устали вы или нет, однако чувствуется во взгляде ностальгический оттенок?
- Настроение у меня рабочее, даже радостное. Я вернулся на свою родину, которую и не забывал. Когда приезжаю сюда, у меня всегда какое-то щемящее чувство: я люблю Приморье, у меня здесь все – родные, друзья...…
- Вы никогда не отказывались опровергать или подтверждать слухи, возникающие вокруг вашей фигуры, если вы не против, в начале нашей беседы поговорим немного об этом?
- Поработаем со слухами?
- Да….
- Хорошо, поехали.
- Говорят, на самом деле вы приехали во Владивосток либо для того, чтобы выдвигаться в краевую думу, либо для поддержки интересов своей команды, причем совместно с Черепковым?
- Я здесь в рабочей командировке, в думу Приморского края баллотироваться я не буду. Что касается команды, мне хотелось бы видеть думу края наиболее разумной. Можно давать оценку предыдущей думе, там было немало толковых депутатов, но были и фигуры, которые жили одними лозунгами. Я не буду называть их фамилий, они и сегодня баллотируются в думу, однако скажу, что им предлагали возглавить серьезные участки работы, но они отказались – ведь легче критиковать. Мне бы хотелось, чтобы избиратели оценили предыдущую работу этих депутатов и избрали толковых и грамотных людей. Таких, как Кожемяка из Преображения, из Дальнегорска – Усольцев, или таких, как Кузич Александр Егорович - специалист высокого класса, который очень много сделал в Москве для краевого бюджета нынешнего года. Вот такого плана людей мне бы хотелось видеть в думе. Но будучи губернатором, я никогда не занимался проталкиванием своей команды в думу, тем более не буду делать это сейчас.
- Евгений Иванович, сейчас о вас идет противоречивая информация от ваших же недоброжелателей, это порождает негативные слухи. Возбуждены уголовные дела в Госкомрыболовстве, ваша фамилия называлась вслед за Аксененко и Шойгу. Что там у вас происходит в комитете?
- Уголовные дела по отрасли действительно есть. Все проверки Счетной палаты Российской Федерации, контрольного управления, прокуратуры, МВД, ФСБ, Минфина инициировали мы сами. Мне хотелось понять: что страна сохранила за годы экономических преобразований, что она имеет, сколько кораблей, портов, причалов, какая собственность за рубежом, сколько там осталось добра российского, ведь у СССР была собственность за границей? Один аппарат Госкомрыболовства с этим справиться не мог. С контрольным управлением президента и Счетной палатой мы летали по всей стране. Потери, как выяснилось, огромные, к примеру, не можем досчитаться 39 кораблей. Кто-то мне скажет, что за эти годы было потеряно больше! Да, было потеряно и больше, но 39 – это те корабли, по которым Россия продолжает выплачивать долг Парижскому клубу. Как вам это нравится, долг увеличивается, а кораблей просто нет на территории России? По результатам этих проверок были возбуждены уголовные дела - на человека, который до меня руководил комитетом, и на первого заместителя….
Так что факт уголовных дел есть, только не в отношении действующей команды.
- Прошлый раз, когда мы встречались, вы сказали, что ваши дети остаются здесь, во Владивостоке. Где сейчас ваши сыновья?
- Андрей остается здесь, во Владивостоке, он и прописан в том доме, который мы построили. Алеша выехал в Москву, у него там работа и прописка. Я выписался из Приморского края, сейчас получил в Москве квартиру. Галина Ивановна пока здесь остается.
- Что за квартира?
- Квартиру мы получили в районе Удальцова, это называется спальным районом Москвы, там нет промышленности. Этаж – пятнадцатый, квартира по площади достаточная для нашей семьи.
- Ваша зарплата позволяет оплачивать это жилье?
- Зарплата у меня сейчас 7 тысяч 400 рублей оклад, и в итоге со всеми начислениями - порядка 11, иногда 13 тысяч рублей в месяц.
- Вы помогали сыну найти работу?
- Да, конечно. Он работает юристом в одном из подразделений комитета, которое называется Нацрыбресурсы.
- Кто из фигур, узнаваемых у нас в Приморье, вас окружает?
- С большой нагрузкой работающим замом является Юрий Иванович Москальцов. Хочу сказать, что это незаурядная, неординарная личность. Он на себе несет просто колоссальную нагрузку. Управлением ресурсов ведает Юрий Анатольевич Арсентьев, это тоже человек из Приморья. И его подготовка столь высока, что он резко отличается от многих десятков других руководителей Госкомрыболовства своим потенциалом и умением работать. Видно, что люди с Дальнего Востока - очень грамотные специалисты и подготовлены просто самой жизнью.
- Евгений Иванович, говорят, что сегодня в Москве много появилось ленинградцев. Позволено ли вам в таком случае сформировать команду из приморцев?
- Не совсем. Из пяти моих заместителей из Приморья только один, остальные четверо назначены без меня.
- Вы в какой-то степени ограничены по кадровым вопросам?
- Да, заместителей министру порой назначают совсем не по его взглядам. Пожалуй, это для баланса сил…...
- С кем из ваших соратников здесь, в Приморье, вы поддерживаете отношения, перезваниваетесь, пишете письма?
- У меня очень добрые сохранились отношения с Кузичем, Липатовым, Красновым, Кузовым. И я хочу сказать, что это люди очень высокой подготовки - и жизненной, и моральной, и профессиональной. Я уже говорил о Кузиче, но ведь это только благодаря его усилиям был получен на этот год трансферт из министерства, он в этом году в пять раз выше, чем был в предыдущем (но делали его в том году), а вот трансферт на 2002 год будет уже новая команда делать. С другими вице-губернаторами я не перезваниваюсь, но бывает так, что я читаю в газете, будто бы я о них говорил так или иначе. Это неправда. У каждого своя судьба, каждый по-своему устраивает жизнь. Но плохо я никому ни о ком не говорил.
- Евгений Иванович, в отличие от вас у нового губернатора Приморья Сергея Дарькина была возможность формировать собственную команду вице-губернаторов. Почему почти никого не осталось из вашей команды в его окружении? На ваш взгляд, это был верный ход?
- Взгляды того или иного человека на формирование команды, а также на то, с кем работать, не стоит обсуждать, это его убеждения. Однако, когда я пришел работать губернатором, то сохранил весь аппарат - и помощников, и секретарей, и водителей, и руководителей департаментов, комитетов. По сути люди не менялись. Почему? Потому что это были опытные чиновники, их в народе могут любить или нет, но власть-то все равно должна быть выражена аппаратом подготовленных специалистов, и только с наскока кажется, что эти люди как-то политически неблагонадежные, - так вот это неверно. У них большой опыт работы, и это тот аппарат, который во многом надо беречь и ценить. Но взгляды могут быть разные, и тут нет никакой трагедии. Я пожелал бы команде Сергея Михайловича удачи.
Я сейчас много езжу по стране и вижу, что такого уровня директорского корпуса, как в Приморье, нигде нет. Здесь люди высочайшей подготовки. Приморье – это жемчужина кадров. И нужно дорожить тем корпусом руководителей, который есть. Главы городов приморских на порядок сильнее, чем в других регионах, наверное, здесь сама жизнь, оптимальные условия заставляют людей иметь такой уровень подготовки. Поэтому не надо обвинять всех сразу, кто-то может платить за электроэнергию, кто-то нет, и сразу банкротить власть, сводить районы - это полное безумие. В итоге районы обезлюдят, а кто заселять будет - тот сосед, который у нас под боком?
- В этом году Госкомрыболовство купило пять рыбозаводиков, которые намерено поставить на Дальнем Востоке…
- А мы уже один запустили в Корякском округе, запускаем на Камчатке, есть один на Амуре, на Каспии, в Мурманской области. В этом году запустили в Приморском крае в Преображении (правда, этот завод закупало не Госкомрыболовство, это Преображение само закупало, а мы оказывали поддержку).
- Значит, мы, Приморье, как регион, заводиками богаты, значит, вы нам помогать не будете?
- Нет более родной для меня территории, чем Приморье, и все, что я могу, я буду делать и делаю. Я внимательно слежу за делами: как к зиме подготовка идет...… Что сегодня тревожит, так это, пожалуй, одно - в этом году было 20 процентов допустимого улова брошено на аукционы, это больно ударило по рыбацким предприятиям, а вот сейчас некоторые наши коллеги рассматривают 60 процентов. По этому поводу у нас есть возражения, мы высказали их правительству и президенту, однако нужно объединиться и губернаторам в этом вопросе. Хорошая позиция Гужвина – губернатора Астрахани, руководителей Дагестана, Калмыкии. Мне нравится, как ведут себя руководители Мурманска и Архангельска, Магадана, Камчатки. Они на региональных советах упорно настаивают на разделении ресурсов. Я считаю, это абсолютно правильно.
- Евгений Иванович, приморские рыбаки могут быть вам персонально благодарны за решение какого-нибудь вопроса? Или вы вынуждены распределять свои силы по всей стране?
- Мне трудно самому себе давать оценку. Приходится решать вопросы по всей стране. Была важная проблема в Калининграде, мы ее решали.
- Какая-то часть из нового флота попадет в Приморье?
- В Приморье попадет и новый флот, и попадет эта новая квота для наших заводов, которые могут делать малые и средние сейнера.
- Пока будете в Приморье, какие встречи запланированы у вас?
- Я встречусь с нашей академией, с колледжем, будет несколько рабочих встреч, посещу рыбвод и все организации нашей отрасли.
Автор: Материал подготовила к печати Т. СОТНИКОВА