Огонь, вода и медные трубы «Морского геофизика»
В японском порту Отару сгорел ветеран научного флота Владивостока и вместе с ним 46 автомобилей и более 1000 покрышек. Жертв нет. По обугленным останкам «академика» в порту Отару сегодня бродят до смешного серьезные японцы и трагически озадаченные русские.
В японском порту Отару сгорел ветеран научного флота Владивостока и вместе с ним 46 автомобилей и более 1000 покрышек. Жертв нет. По обугленным останкам «академика» в порту Отару сегодня бродят до смешного серьезные японцы и трагически озадаченные русские.
Это - комиссия, в задачу которой входит установление причин пожара, возникшего 7 ноября на борту российского теплохода «Морской геофизик», принадлежащего Дальневосточному отделению Российской академии наук.
6 ноября вечером «Морской геофизик» покинул Японию, взяв курс на Славянку. Огонь появился, когда судно находилось уже в 15 милях от берега.
Как сообщили корреспонденту «В» в спасательно-координационном центре, пожар вспыхнул в одной из лабораторий, расположенных на борту научно-исследовательского судна. Вместе с тем, по словам представителя управления научно-исследовательского флота ДВО РАН, этот рейс в Японию не был научным. «Морской геофизик» давно уже пошел по рукам, зарабатывая автоизвозом валюту для нищей дальневосточной науки.
Представитель УНИФ сказал, что «Морской геофизик» не был застрахован академией наук. Судно было арендовано компанией «Атланта тревел» для коммерческого рейса. Надо сказать, что когда теплоход покинул Отару, его палубы были практически полностью заставлены машинами, приобретенными в Японии. По данным японской газеты «Хоккайдо cимбун», на борту «Морского геофизика» находились 46 приобретенных автомобилей и более тысячи покрышек.
Дежурная служба Дальневосточного спасательно-координационного центра специально для читателей «В» уточнила подробности чрезвычайного происшествия в Японском море. Ночью 7 ноября «Морской геофизик» вышел с грузом автомобилей из порта Отару, что на острове Хоккайдо. Около 3 часов по владивостокскому времени в точке с координатами 43,22 градуса северной широты и 140,04 градуса восточной долготы моряки связались с СКЦ и сообщили в радиоэфире о задымлении и пожаре на борту научного судна. Моряки пытались самостоятельно потушить огонь, но сильный едкий дым мешал им это сделать. Лаборатория, в которой предположительно произошло возгорание, к этому рейсу была переделана под каюту для проживания пассажиров. Всего на «Морском геофизике» находились 39 человек, включая пассажиров, занесенных в судовую роль.
Через несколько минут после поступления тревожного сигнала российские специалисты связались с японскими коллегами на Хоккайдо и попросили оказать помощь терпящим бедствие. В 6 часов утра к российскому научнику подошел патрульный корабль береговой охраны Японии. Он взял на борт большую часть людей, оставив на «Морском геофизике» лишь швартовую команду и офицеров. Уже днем горящее судно на буксире притащили обратно в Отару и поставили к отстойному причалу в стороне от порта. Местные пожарные подключились к тушению огня, применяя стационарные установки. Совместными усилиями они ликвидировали возгорание.
В результате пожара полностью выгорели надстройка, ходовой мостик и часть кают. Машинное отделение не пострадало, что дает надежду на дальнейшую эксплуатацию теплохода после ремонта.
Вместе с тем, по сообщению «Хоккайдо симбун», терпящий бедствие «Морской геофизик» самостоятельно вернулся в порт Отару около 04.00 7 ноября. Все члены экипажа и пассажиры были эвакуированы катерами УБМ Японии. Пятеро из них в связи с отравлением угарным газом были госпитализированы.
Что касается пожара, то тушение было затруднено в связи с тем, что пламя перекинулось на автомобили и покрышки, находившиеся на верхней палубе. Однако к 12.00 пожар был ликвидирован.
В любом случае можно считать, что это, скорее всего, последний рейс «Морского геофизика». Судно было построено еще в 70-е годы, и время, вечная нехватка средств на капитальный ремонт, текучка составов экипажа довели до этого ЧП. Остается только благодарить бога, что обошлось без человеческих потерь.
А за кормой «академика», когда-то бывшего гордостью ученых-дальневосточников, остались десятки тысяч миль. В анналах исследований Тихоокеанского океанологического института остались экспедиции «Морского геофизика» в Филиппинском и Южно-Китайском морях, Татарском проливе и Сахалинском шельфе.
Как бы жестко это ни звучало, но вспоминается старинная присказка кучеров и извозчиков: «Не гонись за пятаком, кормилица с копыт свалится…»
Автор: Федор ГУРКО, Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»