Приморье присоединяется к “стройке века”

На своем традиционном по четвергам совещании правительства члены кабинета министров утвердили проект соединения железной дорогой Сахалина с материком. Эту идею в свое время вынашивал “отец всех народов” Иосиф Сталин, однако реализовать ее взялся нынешний министр путей сообщения Николай Аксененко.

9 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1055 от 9 окт. 2001
На своем традиционном по четвергам совещании правительства члены кабинета министров утвердили проект соединения железной дорогой Сахалина с материком. Эту идею в свое время вынашивал “отец всех народов” Иосиф Сталин, однако реализовать ее взялся нынешний министр путей сообщения Николай Аксененко.

Председатель правительства Михаил Касьянов в своем выступлении отметил, что это очень серьезная программа и относиться к ней нужно также серьезно. Только инвестиционная составляющая тянет на 4,5 миллиарда долларов США. А потому, прежде чем дать “добро” и гарантии для зарубежных инвесторов, в кабинете министров должны все тщательно высчитать: и стоимость самих работ, и эффективность от запуска нового маршрута, и сроки возвращения инвестиций. В главном – “надо строить” – Белый дом поддержал МПС. В том, что нынешние затраты со временем окупятся, можно не сомневаться. Ведь проект в конечном счете должен связать Россию с Японией с помощью подводного туннеля под проливом Лаперуза. Тем более что в Стране восходящего солнца есть опыт подобного строительства, соседи связали два своих крупнейших острова Хоккайдо и Хонсю туннелем под Сангарским проливом. Именно Япония заинтересована в прямом железнодорожном выходе на материк. В этом случае она сможет многократно сократить время и расходы на вывоз промышленных товаров в Европу и на Ближний Восток и ввоз сырья на острова из России и Юго-Восточной Азии. Кроме того, появится стабильное транспортное сообщение с месторождениями нефти и газа на сахалинском шельфе, что также является привлекательным для американских и японских инвесторов.

Первый этап проекта, под который уже имеются технико-экономическое обоснование, бизнес-план и проведены необходимые геологические и геофизические исследования, оплачивается российскими железнодорожниками. От перегона Пивань – Гурское, что под Комсомольском, вдоль правого берега Амура построят однопутную колею длиною 570 километров до Татарского пролива. От села Мариинского на реке до поселка Лазарев на побережье предстоит пробивать дорогу в горах. Собственно строительством будет заниматься Первый железнодорожный корпус, расквартированный в Дальневосточном военном округе. Одна его бригада стоит под Партизанском, и, видимо, в скором времени ее подразделениям придется отправляться в длительную командировку на север. Дистанции пути и связи придется оборудовать специалистам ДВжд, в том числе и Владивостокского отделения. Опять же пригодится опыт приморских мостовых отрядов и других строительных предприятий.

Далее предстоит самое сложное. Это возведение перехода через пролив Невельского – самого узкого места между материком и островом. Пока еще нет ясности, что это будет - подводный туннель или мостовая конструкция. Оба варианта имеют как преимущества, так и определенные инженерные сложности. На Сахалине также придется пробросить ветку от села Погиби до станции Альба, стоящей на магистрали от Охи до Южно-Сахалинска. Весь проект займет по времени до 10 лет.

Естественно, что в первую очередь будет задействован промышленно-экономический потенциал Хабаровского края и Сахалинской области. Однако самостоятельно они не осилят столь значительные капитальные вложения. Поэтому министр МПС Николай Аксененко в сентябре встретился с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным и заручился его поддержкой. Понятно, что в конечном счете железнодорожная ветка на Сахалин станет конкурентом для приморских портов и судоходных компаний. Однако произойдет это значительно позже, а пока нужно использовать любую возможность для участия в богатом проекте. Нет сомнения, что появятся дополнительные заказы на приморских заводах строительной индустрии, оборонного комплекса.