Злоупотреблять полномочиями нельзя

В прокуратуре Первореченского района закончено следствие по обвинению троих сотрудников отдела вневедомственной охраны Первореченского УВД. Милиционерам инкриминирован целый букет преступлений, обозначить которые можно как превышение служебных полномочий.

20 сент. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1045 от 20 сент. 2001

В прокуратуре Первореченского района закончено следствие по обвинению троих сотрудников отдела вневедомственной охраны Первореченского УВД. Милиционерам инкриминирован целый букет преступлений, обозначить которые можно как превышение служебных полномочий.

В ночь с 15 на 16 мая 2001 года, в промежутке между 4 и 7 часами, трое сотрудников ОВО находились в районе Военного шоссе, где сработала сигнализация одного из магазинов. Не обнаружив ничего подозрительного, милиционеры решили осмотреть прилегающую территорию. В районе ГСК группа заметила автомобиль “Тойота-Королла”, припаркованный у открытого гаража, в котором находилась разукомплектованная иномарка.

Вполне логично заподозрив четверку молодых людей в совершении преступления, милиционеры решили тут же, на месте, добиться полного признания. Только вот методы избрали незаконные: двое милиционеров наносили парням удары “спецсредствами”, то есть резиновыми дубинками, грозились посадить в тюрьму. Третий в это время наблюдал происходящее и не вмешивался. Старший в группе милиционер изъял у одного из молодых людей газовый пистолет, а заодно и 300 долларов США, что не было зафиксировано никакими протоколами, после чего подозреваемые были доставлены в УВД и посажены в кутузку.

Дальше события стали развиваться в обратном направлении. Подозреваемые превратились в пострадавших, а бдительных и чересчур усердных милиционеров обвинили в превышении полномочий и злоупотреблении ими же. Было установлено, что гараж, во взломе которого подозревались парни, был вскрыт задолго до их задержания. Пистолет и 300 долларов (правда, уже конвертированные в рубли) были изъяты, дело передано в суд, который вскоре и определит каждому меру наказания.

Поскольку один из милиционеров в избиении участия не принимал, уголовное дело в его отношении было закрыто. И все же в структуре МВД он больше не работает, поскольку своим невмешательством, а следовательно, молчаливым одобрением беззакония подорвал престиж правоохранительных органов.

А в краевом суде по сходному делу уже вынесен приговор восьмерым сотрудникам Фрунзенского РОВД, семь из которых являлись сотрудниками уголовного розыска, а восьмой занимал пост начальника криминальной милиции.

Уголовное дело было возбуждено еще в декабре 1998 года в результате проверки жалобы адвокатов курсантов ДВГМА Е. и К. Признание об участии в преступлении, которого курсанты не совершали, из них буквально выбивалось. Побои и пытки сопровождались угрозами, что парней застрелят, сбросят в море, поместят в камеру с гомосексуалистами. В результате один из парней подписал “явку с повинной” и был отпущен под подписку о невыезде. Второй пригрозил самоубийством.

В феврале 2000 года начальник службы криминальной милиции Фрунзенского РОВД, желая помочь коллегам избежать ответственности, предложил одному из них встретиться с негласным сотрудником (агентом) и склонить его за деньги к даче ложных свидетельских показаний следователю краевой прокуратуры – дескать, курсант был избит в камере задержанных не милиционерами, а агентом.

За совершение данных преступлений виновные приговорены к различным срокам лишения свободы (от 5 до 3,5 лет) условно с лишением права занятия должностей в правоохранительных органах. Виновные обязаны выплатить компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей каждому из пострадавших курсантов.

Остается добавить, что преступление, в совершении которого безо всяких оснований подозревали парней, до сих пор не раскрыто.

Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, "Владивосток"