Танкер “Вирго”: стабильность ожидания

Внимательно отслеживая ситуацию, складывающуюся вокруг танкера “Вирго”, “В” не раз сообщал, что предварительные судебные слушания, которые должны определить степень виновности российского экипажа в гибели американского траулера “Старбаунд”, назначены в канадском городе Сент-Джонс на 13 сентября. Признаться, мы – да и не только мы – с нетерпением ждали этой даты: твердая уверенность руководства ОАО “Приморское морское пароходство” (фактический владелец судна, работающего под кипрским флагом) в невиновности российских моряков заставляла полагать, что затеянная канадскими и американскими властями провокация развеется в судебном заседании как дым.

18 сент. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1043 от 18 сент. 2001

Внимательно отслеживая ситуацию, складывающуюся вокруг танкера “Вирго”, “В” не раз сообщал, что предварительные судебные слушания, которые должны определить степень виновности российского экипажа в гибели американского траулера “Старбаунд”, назначены в канадском городе Сент-Джонс на 13 сентября. Признаться, мы – да и не только мы – с нетерпением ждали этой даты: твердая уверенность руководства ОАО “Приморское морское пароходство” (фактический владелец судна, работающего под кипрским флагом) в невиновности российских моряков заставляла полагать, что затеянная канадскими и американскими властями провокация развеется в судебном заседании как дым.

Однако мы предполагаем, а судьба располагает – трагические события в Нью-Йорке и Вашингтоне внесли свои коррективы в развитие событий. В конце минувшей недели мировые информационные агентства распространили сообщение, что теперь – в силу понятных причин – судебные слушания по означенному морскому ЧП отложены на неопределенное время.

Факт, казалось бы, печальный – ведь трое членов экипажа: капитан Владимир Иванов, второй штурман Дмитрий Богданов и матрос Михаил Герасименко продолжают находиться под домашним арестом на территории Канады, но вместе с тем и обнадеживающий. Трагедия в Штатах, какой бы горькой она ни была, объективно повлияла на сближение позиций Америки и России по многим ключевым вопросам большой политики. Естественно, что на этом фоне лишний скандал никому не нужен.

Не исключено, что именно в этой связи сдержанный, крайне сдержанный, но все же оптимизм проявляли на прошедшей 13 же сентября (удивительное совпадение, не правда ли?) пресс-конференции адвокаты, нанятые ОАО “ПМП” для защиты интересов моряков и компании. Стоит отметить, что танкерное пароходство не поскупилось и пригласило серьезных юристов; это представитель солидной адвокатской конторы из Бостона (штат Массачусетс, США) Остин Олни, а также один из крупнейших российских специалистов в области морского права Георгий Иванов. “У нас нет никаких подтвержденных фактов об участии “Вирго” в столкновении со “Старбаундом”, - заявили они, отвечая на вопросы журналистов. – Пока что мы имеем дело только с обвинениями, которые четко и ясно ничем не подтверждены”. Прозвучала из уст адвокатов и более жесткая фраза: “Мы твердо и однозначно утверждаем, что согласно международным Морским кодексам и конвенциям у США нет никакого права возбуждать уголовное дело против экипажа или отдельных членов экипажа танкера “Вирго”.

Юристы также подчеркнули, что в последние дни проводятся очень активные и, по их мнению, результативные консультации и переговоры с представителями правительств (имеются в виду прежде всего министерства транспорта и юстиции) России, США, Канады и Кипра. Главная цель этих многочисленных консультаций – добиться переноса расследования и судебного разбирательства на Кипр, под флагом которого работал танкер. Дело в том, что поскольку ЧП (с предполагаемым участием “Вирго”) произошло не в чьих-то территориальных водах, а в открытом море, то согласно опять же многочисленным международным документам, регулирующим этот вид деятельности, разбирательство должно проводиться на территории государства флага. И в принципе, по словам адвокатов, движение в этом направлении есть, как есть и понимание канадской и американской сторонами того, что события должны развиваться именно так.

Сообщается также, что с Кипром достигнута принципиальная договоренность о том, что если расследование действительно будет перенесено на территорию островного государства, то находящиеся под арестом российские моряки незамедлительно будут освобождены до завершения судебного разбирательства. В свою очередь, Минтранс РФ и ОАО “ПМП” гарантируют своевременное прибытие моряков на допросы на Кипр.

Вот, собственно, и все новости на сегодняшний день, за исключением одной, не очень красивой детали. Корреспондент “В” поинтересовался у участвовавшего в пресс-конференции директора административного департамента ОАО “ПМП” Александра Гордеева: почему руководство танкерной компании запретило вернувшимся в Находку членам экипажа “Вирго” встречаться с журналистами и что бы то ни было им рассказывать? Ведь люди, которые ни в чем не виноваты и которым нечего скрывать, казалось бы, не должны таиться?… Однозначно прозвучавший ответ: “Мы никому ничего не запрещали!” вызвал смех многочисленных собравшихся представителей СМИ, потому что ни один из них не смог реально встретиться и поговорить ни с кем из членов экипажа танкера…

…Очень хочется верить в невиновность наших моряков. Но что-то этому все время мешает...