Напиток для умных - подумал корреспондент “В”, проведя полдня на ликеро-водочном заводе

Председательствующий: “Разрешите собрание актива нашего сорок восьмого ликеро-водочного завода считать открытым”. Аплодисменты. (Наливает из графина.)

7 сент. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1038 от 7 сент. 2001

Председательствующий: “Разрешите собрание актива нашего сорок восьмого ликеро-водочного завода считать открытым”. Аплодисменты. (Наливает из графина.)

На одном из ликеро-водочных заводов Владивостока нам никто не наливал. Здесь сухой закон. Хотя удержаться от соблазна могут не все, поэтому некоторая текучесть кадров все-таки присутствует. Говорят, только с опытом приходит особое отношение к алкоголю. Для тех, кто работает на “ликерке” по 20, а то и 40 лет, водка – обычная продукция, при виде которой жажды не испытываешь. Даже в кабинете директора Сергея Матющенко бутылки – бутафорские, все наполнены водой.

Начальник транспортного цеха: “Артисты, приглашенные к нам на 1 Мая, до сих пор не ушли. Мы все знаем их репертуар… многие из нас сами поют… Я их в прошлом месяце встретил в разливочном. Домой не пишут. Некоторые одичали, бродят по территории, прячутся от людей…”

Как нам сказали, на территории нашего ликеро-водочного завода артисты не теряются. Она хоть и большая, но все как на ладони.

С Антониной Николаевной, начальником производственного цеха, мы прошлись по заводу.

Все цеха “ликерки” размещаются в одном сравнительно небольшом здании. Рядом с ним спиртохранилище, окруженное цветущими клумбами. Из огромных цистерн мерниками отливают спирт для производства.

Кое-где в цехах резкие запахи бьют в нос. Наверное, работать целый день здесь трудно, но и это тоже дело привычки.

Первым делом мы заглянули в отделение водоподготовки, здесь идет очистка водопроводной воды почти до состояния дистиллированной. Кстати, от перебоев с водоснабжением после августовского ливня завод практически не пострадал. Это раньше здесь выпускали около 30 видов горячительных напитков, сегодня - только семь. И то работает завод не каждый день. Продукция выпускается по минимуму. Пить народ меньше не стал, но конкуренция с завозным дешевым алкоголем не дает развернуться местному производителю.

В следующем помещении очищенная вода смешивается со спиртом. Здесь же стоят двухведерные стеклянные бутылки с добавками для напитков. Когда смесь приобретает нужную крепость, она поступает на очистку. С самого верхнего этажа водка по трубам добирается до баков с песочными фильтрами (они состоят из кварцевого песка и мраморной крошки, последняя придает водке блеск). После этого идет очистка в колонках, наполненных активированным углем, потом опять в песочных фильтрах. Очищенная водка собирается в огромные баки и подается на розлив.

Как таковых дегустаторов на “ликерке” нет. Продукцию пробуют трое представителей коллектива во главе с директором. С утра по 50 граммов наливают в рюмки. Под легкую закуску (сыр и колбаску – неострую, без чеснока – все это отбивает вкус) дегустаторы оценивают напиток, перекатывают его во рту, кончиком языка определяя чистоту вкуса. После пробу можно выплюнуть, но большинство глотает. Жалко хороший продукт переводить. Вкус и запах оценивают баллами в журнале дегустации.

После этого напиток можно подавать на розлив. В день нашего визита разливали “Старорусскую”. Звеня, стройными рядами едут на контейнере бутылки под беленькую. Около большого экрана с подсветкой сидит контролер, который переворачивает каждую бутылку и проверяет на свет, нет ли в ней чего лишнего, например, сюда может попасть кусочек активированного угля.

Каждая бутылка на учете. Специальный электронный аппарат высвечивает, сколько их прошло через разливочный. С помощью умного прибора можно проверить и крепость напитка. У нас высветилось, что “Старорусскую” разливают во вторую тысячу бутылок, а градус ее около 39. Это допустимо по всем нормам.

Автомат пришлепывает на бутылки этикетки, акцизные марки, голографические наклейки.

Начальник транспортного цеха: “Мы, конечно, привыкли, но молодежь пугается черта, который водится у нас на складе готовой продукции. К концу недели его уже многие видят. А сейчас он стал появляться с друзьями”.

Чертей на складе мы не заметили, зато увидели налоговых инспекторов. С недавнего времени здесь установлен налоговый пост для усиленного контроля. Плюс за всем следят мастер и приемосдатчики. В случае чего за исчезнувшую бутылку им придется платить из своего кармана.

Количество бутылок впечатляет. На складе может разом храниться 5 тысяч ящиков с горячительными напитками. Говорят, когда сюда впервые привели новых грузчиков, глаза у них заблестели и округлились – столько водки сразу! Но воровать никто не ворует. С этим сторого, сразу попросят “по собственному желанию”. Свою продукцию работники “ликерки” покупают, как и все мы, в магазинах. В отличие от потребителей обмануть работника завода, продав фальшивку, трудно. Кстати, директор завода Сергей Матющенко дал простой совет, как распознать подделку. На свету загляните в нутро бутылки. Этикетка, приклеенная автоматом, изнутри имеет горизонтальные коричневатые продавленные полоски. На подделках этикетки клеятся вручную, на обороте они гладкие.

Что касается выбора напитков, то многие на ликерке уважают водочку – самый чистый продукт. “Только водка - напиток для умных, знающих меру: для праздника в душе ведь много не надо”,- предупредили специалисты. Верим.

“Я чувствую, наш сегодняшний разговор произвел глубокое впечатление на всех сидящих… А вот теперь прошу к столу”.

Автор: На ликеро-водочный ходили Татьяна НАГОРНАЯ совместно с Михаилом Жванецким, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"