День Незнаек, или Кто учит наших детей?

Мой дед, родившийся в 1900 году, начал учительствовать в 1919-м, потом моя мама тоже стала учительницей и проработала в сахалинских школах лет 30, сейчас моя сестра тоже ведет классы и дает уроки. И у меня есть основания для пристрастного взгляда на советского российского учителя и его роль в нашем обществе.

31 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1034 от 31 авг. 2001

Мой дед, родившийся в 1900 году, начал учительствовать в 1919-м, потом моя мама тоже стала учительницей и проработала в сахалинских школах лет 30, сейчас моя сестра тоже ведет классы и дает уроки. И у меня есть основания для пристрастного взгляда на советского российского учителя и его роль в нашем обществе.

В последнее время на самом верху решили что-то сделать с системой народного образования.

Но целостный проект основополагающей реформы пока еще не сложился, однако уже сейчас рискну предположить, что будет он, как и проекты прочих наших реформ, половинчатым… В наши дни учителя государственных школ относятся к категории низкооплачиваемых трудящихся. Эта ситуация вовсе не уникальна. Такое же положение характерно и для развитых стран. В Соединенных Штатах, например, преподаватели муниципальных учебных заведений (читай: школ для очень бедных негров) тоже получают мало.

И в таком положении вещей нет ничего удивительного. В США, где все образование платное, даровые школы - это по сути благотворительность, что-то вроде бесплатных ночлежек. А посему и финансируются они точно так же, как у нас, - по остаточному принципу. Получается, что как на богатеньком Западе, так и в перебивающейся с хлеба на паленую водку России учитель государственной (или муниципальной) школы - далеко не самый уважаемый и весьма скудно оплачиваемый специалист. Соответственно и контингент специалистов, пополняющих ряды преподавателей подобного рода учебных заведений, специфический. Как правило, это люди не очень амбициозные, неважно подготовленные, готовые много и тяжело работать за небольшие (или даже совсем маленькие) деньги. Впрочем, необходимо уточнить, что в России при всей общности картины в целом ситуация все-таки более отрадная, чем в Европе и Штатах. Ведь не смогшие или не захотевшие пристроиться в крупных городах весьма компетентные выпускники-провинциалы московских и владивостокских вузов часто на своей малой родине работают учителями. Просто больше негде. Есть в российской школе и истинные энтузиасты своего дела, являющиеся при этом вполне квалифицированными специалистами.

Но в общем и целом учительский корпус российских государственных (бесплатных) школ представляет собой довольно плачевную картину. Среднестатистический российский учитель - это женщина бальзаковского (а также пред- и постбальзаковского) возраста. Это человек, сформировавшийся еще в социалистическую эпоху и часто очень тоскующий по ней. Ведь там, в коммунистическом прошлом, остались и молодость, и относительная социальная стабильность. Кроме того, учитель этот в течение десятилетий был активным проводником генеральной линии партии. Он, образно говоря, стоял на передовом рубеже пропагандистской борьбы, охмуряя детей на потребу правящей верхушке. Будучи сам охмуренным в детстве и юности (в школе и институте), он часто делал это вполне искренне. В советские времена учитель чувствовал себя не только проводником знаний, но и идеологом, партийным агитатором.

И эти люди продолжают учить наших детей. И еще долго будут учить, потому что больше просто некому.

Известно, что современные школьные программы имеют рекомендательный характер. Таким образом, учителю предоставляется известная свобода в выборе и характере освещения тем, особенно в области гуманитарных дисциплин. Лет восемь-девять назад в школьном преподавании литературы сложилась сложнейшая ситуация. Оказалось, что Пастернак, например, теперь не враг народа, а законный «член» школьной программы, и его надо проходить наряду с Шолоховым и Фадеевым. А его и в институте-то не проходили, и методичек нет, а самостоятельно разобраться квалификация не позволяет. Да что там Пастернак! С Пушкиным, Лермонтовым и Некрасовым дело обстоит не лучше. Многие, еще очень многие учителя и по сию пору втолковывают своим подопечным, что все вышеупомянутые литераторы были в душе чистой воды несгибаемыми большевиками и только и делали, что мечтали о водворении светлых идеалов социализма во всемирном масштабе.

Сказывается и нехватка учебных пособий. Учебники, которыми школа теперь не обеспечивает, не по карману многим родителям, особенно в сельской местности. И в качестве внеклассного чтения библиотекарь нет-нет да и раздаст второклассникам книжку про «когда был Ленин маленький с огромной бородой». Очень показательно выглядит недавняя питерская история с учебниками про детские годы Володи Путина. Учителям привычно и очень удобно и рассказывать о героическом детстве вождя, и проявлять верноподданнические чувства. Учителя оказались в своей тарелке.

Кого они нам выучат? Людей, верящих, что жизнь должна быть устроена на основах всеобщего равенства? Или закоренелых циников, не верящих никому и ничему? И тем из учеников, кто воспринимает слова такого учителя всерьез, и тем, кто их всерьез не воспринимает, при вхождении во взрослую жизнь предстоит пережить сложнейший нравственный кризис. А жизнь, в том числе и у детей, и так непроста, и конфликтов как внешних, так и внутренних им с лихвой хватает. И хорошо, если молодой, незрелый ум с этими трудностями совладает. А если нет?

Очевидно, надо что-то менять. В общем, понятно, что, но совершенно неясно, как. Все очень запущено. Вряд ли какие-нибудь спешно образованные курсы повышения квалификации сильно помогут пятидесятилетним теткам. А молодые, длинноногие и современно мыслящие в другие места идут работать. Сложно изменить и психологический климат в преимущественно женских коллективах, состоящих из немолодых дам, как правило, сильно недовольных судьбой и в той или иной форме выливающих свои обиды на головы подрастающего поколения. А то и срывающих злость на учениках, будучи при этом в полной уверенности - не уволят. Это только в платной школе родители обладают правом голоса. А тут директор - царь и бог.

Для того чтобы в достаточной мере сменить учительский корпус, необходимы немыслимые затраты. Нужно привлечь сносных специалистов более или менее приличной зарплатой и поддерживать на прежнем уровне доходы уволенных. Нельзя же их просто по результатам переаттестации вышвырнуть на улицу! Ясно, что таких денег у государства нет. Поэтому, как ни прискорбно, придется смириться с тем, что еще долгие годы работающие в государственной системе образования учителя “из раньшего времени” будут уродовать наших детей, приумножая в стране и так немалую прослойку бестолочей-Незнаек.

Автор: Владимир ОЩЕНКО, "Владивосток"