Школа без первоклассников?

Это в сельской малокомплектной школе даже с одним первоклассником будет заниматься учитель. А вот в больших школах нужно набрать 25 первачков, чтобы облегченно вздохнуть: класс укомплектовали. Угроза остаться в наступающем учебном году без единого первого класса реально нависла над несколькими школами края, в том числе владивостокскими.

31 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1034 от 31 авг. 2001
Это в сельской малокомплектной школе даже с одним первоклассником будет заниматься учитель. А вот в больших школах нужно набрать 25 первачков, чтобы облегченно вздохнуть: класс укомплектовали. Угроза остаться в наступающем учебном году без единого первого класса реально нависла над несколькими школами края, в том числе владивостокскими.

Нельзя сказать, что повсюду причина в одном – дефиците доросших до тетрадок малышей. Действительно, есть города и поселки, где явно сказывается демографический спад 1993 года, когда родились нынешние семилетние. В Спасске число первых классов уменьшилось сразу на 10. А вот в Лесозаводске, Черниговке или той же Кировке в целом собирают ранцы не намного меньше ребят, чем прошлым летом. Но все равно теперь у родителей есть возможность выбирать, куда лучше устроить своего новоиспеченного ученика. И получается: одна школьная тропинка зовет, а другую обходят десятой дорогой.

В городе, как правило, все решает имидж школы. Родителям хочется, чтобы у ребенка было как можно больше возможностей: и иностранные языки изучать, и в спортивных секциях себя попробовать, и даже, возможно, тут же музыкой заниматься. Разнообразие предлагаемых учебных программ – тоже большой плюс. В прошлые годы остро встала проблема с набором первоклассников во владивостокскую школу № 76, которой было трудно конкурировать с расположенной поблизости 56-й школой с богатыми традициями. За 76-ю пришлось серьезно бороться. Теперь здесь открыты классы с изучением нескольких восточных языков, и дефицит первоклассников решился сам собой.

А на селе, где все друг друга прекрасно знают, выбирают даже не школу, а учителя. И правильно делают, потому что от того, в какие руки попадает школьник с первых дней, зависит, как вообще сложатся его взаимоотношения со школой. Хорошая учительница обычно уже с весны точно знает, кого к ней приведут 1 сентября.

Многое зависит, конечно, от расположения школы, от того, хорошо ли там кормят, удобно ли самым маленьким ученикам. Но по большому счету набор в первые классы является показателем профессионализма педагогического коллектива.

В прошлом учебном году осталась без первого класса коррекционная школа в Черниговке (соответственно там нет сейчас второклассников). Но не надо обольщаться – причина, похоже, не в том, что туда некого было отправлять. Подоплека другая – в обычных школах теперь больше держатся за учеников, даже за неблагополучных. А может быть, с возвратом к четырехлетнему начальному образованию их и вправду станет меньше? Такой переход полностью завершится в наступающем учебном году. Набраться премудростей и повзрослеть малыши еще успеют.