Путешествие в прошлое

Единственный спектакль “Записки русского путешественника” состоится 26 августа на сцене театра молодежи. Его дает “Школа современной пьесы”.

24 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1030 от 24 авг. 2001

Единственный спектакль “Записки русского путешественника” состоится 26 августа на сцене театра молодежи. Его дает “Школа современной пьесы”.

На эмблеме “Школы…” изображены два парящих в воздухе ангелочка с серпом и молотом. Забавно? Сегодня мы все юморим по поводу “совка”, с которым, видимо, расстались раз и навсегда. Но как выбросишь из памяти детство и юность? Отчаянный предновогодний запах апельсинов, извечного дефицита, потому-то столь желанных? Острое чувство первой любви? Дружбу навеки? Выбросить и начать жить с чистого листа, белого, как ангелочек…

Банально, но жизнь не имеет черновиков, плохая она или хорошая. Нельзя переписывать, можно лишь вспоминать. Иосиф Райхельгауз решил провести в своем театре некий эксперимент: дал возможность двум артистам Василию Бочкареву и Владимиру Стеклову рассказать зрителям о событиях собственной жизни. “Душевный стриптиз” двух расчувствовавшихся мужчин лишь на первый взгляд кажется скучным. По мере того как герои погружаются в прошлое, пытаясь словами передать ощущения, у них становится все больше союзников. Ведь у зрителя возникает своя ассоциативная параллель – “совок” еще не ушел далеко (и недавние поминки путча - тому подтверждение). Например, когда Стеклов пытается задним числом оправдаться по поводу испорченной им в детстве маминой коробки с духами “Красная Москва”, по залу прокатывается волна улыбок.

Кажется, пустяки все это… А вот и нет. Точно знаю: один из моих знакомых рассказывал, как нечаянно проездом оказался в местах своей юности. Почти тридцать лет прошло – а помнит каждый поворот дороги. Говорил и не мог скрыть волнения.

Герои перескакивают на сегодняшние будни – гастроли, попытки заработать, поиски все того же счастья, которого так безуспешно жаждут все русские мятущиеся души. Стеклов, рассказывая о бесконечных заграничных гастролях, сетует на то, что и там, в Европе, ему неймется. Через неделю все раздражает и хочется назад в Россию. А вернувшись домой и съездив пару раз с гастролями в глубинку, он потом долго не может прийти в себя, не понимая, откуда у людей берутся силы жить там постоянно…

Спектаклю трудно дать оценку. Чтобы не запутать зрителя, стоит оговориться – это все же не частная жизнь двух актеров, а пьеса модного драматурга Евгения Гришковца. Но герои не играют на сцене – живут. А значит, видна малейшая фальшь. И малейшее движение души, доходящей порой до белого каления, а порой замолкающей перед новой волной чувства.

Зачем все это? Почему жанр постановки странно обозначен “репетиция”, да и сама пьеса называется не пьесой, а набросками к ней. Риторический вопрос. Не случайно в последнее время такую популярность приобрела мемуарная литература. Мы пытаемся искать образ времени не только в своих, но и чьих-то воспоминаниях, сравнивая и оценивая прошлое. О спектакле “Записки русского путешественника” можно сказать: его идут не смотреть - обдумывать.

Остается добавить, что в труппе московского театра “Школа современной пьесы” заняты известнейшие актеры театра и кино. А сам театр популярен как у нас, так и на всевозможных зарубежных фестивалях. Год назад Боннскую биеннале - одно из самых престижных театральных событий – открывали именно “Записки русского путешественника”. Любопытно, что боннский зритель реагировал точно так же, как наш, смущенно приговаривая время от времени: “Надо же, прямо про меня”. А про нас?..