Путешествие в прошлое
Единственный спектакль “Записки русского путешественника” состоится 26 августа на сцене театра молодежи. Его дает “Школа современной пьесы”.
Единственный спектакль “Записки русского путешественника” состоится 26 августа на сцене театра молодежи. Его дает “Школа современной пьесы”.
На эмблеме “Школы…” изображены два парящих в воздухе ангелочка с серпом и молотом. Забавно? Сегодня мы все юморим по поводу “совка”, с которым, видимо, расстались раз и навсегда. Но как выбросишь из памяти детство и юность? Отчаянный предновогодний запах апельсинов, извечного дефицита, потому-то столь желанных? Острое чувство первой любви? Дружбу навеки? Выбросить и начать жить с чистого листа, белого, как ангелочек…
Банально, но жизнь не имеет черновиков, плохая она или хорошая. Нельзя переписывать, можно лишь вспоминать. Иосиф Райхельгауз решил провести в своем театре некий эксперимент: дал возможность двум артистам Василию Бочкареву и Владимиру Стеклову рассказать зрителям о событиях собственной жизни. “Душевный стриптиз” двух расчувствовавшихся мужчин лишь на первый взгляд кажется скучным. По мере того как герои погружаются в прошлое, пытаясь словами передать ощущения, у них становится все больше союзников. Ведь у зрителя возникает своя ассоциативная параллель – “совок” еще не ушел далеко (и недавние поминки путча - тому подтверждение). Например, когда Стеклов пытается задним числом оправдаться по поводу испорченной им в детстве маминой коробки с духами “Красная Москва”, по залу прокатывается волна улыбок.
Кажется, пустяки все это… А вот и нет. Точно знаю: один из моих знакомых рассказывал, как нечаянно проездом оказался в местах своей юности. Почти тридцать лет прошло – а помнит каждый поворот дороги. Говорил и не мог скрыть волнения.
Герои перескакивают на сегодняшние будни – гастроли, попытки заработать, поиски все того же счастья, которого так безуспешно жаждут все русские мятущиеся души. Стеклов, рассказывая о бесконечных заграничных гастролях, сетует на то, что и там, в Европе, ему неймется. Через неделю все раздражает и хочется назад в Россию. А вернувшись домой и съездив пару раз с гастролями в глубинку, он потом долго не может прийти в себя, не понимая, откуда у людей берутся силы жить там постоянно…
Спектаклю трудно дать оценку. Чтобы не запутать зрителя, стоит оговориться – это все же не частная жизнь двух актеров, а пьеса модного драматурга Евгения Гришковца. Но герои не играют на сцене – живут. А значит, видна малейшая фальшь. И малейшее движение души, доходящей порой до белого каления, а порой замолкающей перед новой волной чувства.
Зачем все это? Почему жанр постановки странно обозначен “репетиция”, да и сама пьеса называется не пьесой, а набросками к ней. Риторический вопрос. Не случайно в последнее время такую популярность приобрела мемуарная литература. Мы пытаемся искать образ времени не только в своих, но и чьих-то воспоминаниях, сравнивая и оценивая прошлое. О спектакле “Записки русского путешественника” можно сказать: его идут не смотреть - обдумывать.
Остается добавить, что в труппе московского театра “Школа современной пьесы” заняты известнейшие актеры театра и кино. А сам театр популярен как у нас, так и на всевозможных зарубежных фестивалях. Год назад Боннскую биеннале - одно из самых престижных театральных событий – открывали именно “Записки русского путешественника”. Любопытно, что боннский зритель реагировал точно так же, как наш, смущенно приговаривая время от времени: “Надо же, прямо про меня”. А про нас?..
Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"