Это просто - для того, кто хоть однажды уходил...
Не сказать, что это известие прозвучало для меня громом среди ясного неба: слухи о его возможной отставке витали в воздухе давно. С той поры, как в этот портовый город вернулся любимец находкинской публики 35-летний нападающий Олег Гарин.
Не сказать, что это известие прозвучало для меня громом среди ясного неба: слухи о его возможной отставке витали в воздухе давно. С той поры, как в этот портовый город вернулся любимец находкинской публики 35-летний нападающий Олег Гарин.
Говорят, что он спит и видит себя в роли главного в “Океане”. И все же думалось, что у руководства приморского клуба соображения здравого смысла возобладают над объяснимым, но в данном случае никчемным чувством землячества. Все-таки отказываться от услуг тренера, который при более чем скромных финансовых условиях клуба создал конкурентоспособную по меркам второй лиги команду, кажется верхом неблагоразумия. Впрочем, вполне возможно, что у президента “Океана” Евгения Бышко сработал элементарный инстинкт самосохранения: подводные течения порой так сильны, что могут сорвать с якоря любую махину. Так не лучше ли вовремя прыгнуть на спасательный плотик?
...Знаю Сусина уже два десятка лет. Сначала как игрока хабаровского СКА, а с середины 90-х годов - как наставника этой команды. Слежу за его работой и сейчас. В бытность его главным тренером армейцев мне довелось более года исполнять обязанности пресс-атташе хабаровского клуба. Стало быть, приходилось видеть Владимира Сергеевича не только при параде (во время официальных матчей), но и в тренировочном костюме, который к концу занятия у него темнел от пота так же, как и у игроков. Уж их-то Сусин на тренировках не жалел, периодически напоминая брюзжащим на непомерные нагрузки ребятам известную поговорку: “Тяжело в учении, легко в бою”.
Вспоминаю, как много времени Сусин тогда уделял на занятиях наигрыванию так называемых “домашних заготовок” при стандартных положениях. Благо, что наличие в составе двух высокорослых игроков - Кандалинцева и Прилоуса - и таких умелых исполнителей штрафных и угловых, как Поддубский и Швецов, позволяло нашей команде периодически ставить неразрешимые загадки перед любым соперником. Едва ли не каждый второй мяч в те два сезона СКА забивал со “стандартов”. И когда хабаровская публика аплодировала той или иной удачной импровизации (как ей казалось) своего клуба, только посвященные знали, под каким номером значится в тренерском блокноте этот самый “экспромт”.
Возможно, Владимир Сергеевич и не мытарил бы столько своих подопечных на тренировках наигрыванием “шаблонов”, если бы не понимал, что в игре надо использовать любой шанс. Тем более что состав под рукой у него был отнюдь не звездный: финансовые возможности нашего клуба в ту пору были достаточно скромны. Но даже из имеющегося материала Сусин слепил за два года боеспособный коллектив, претендующий на победу в зональном турнире. Остальное зависело уже не от него.
- Нам бы треть бюджета красноярского “Металлурга” - и в первой лиге вместо него были бы мы, - заметил Владимир Сергеевич в разговоре со мной после чемпионата, по итогам которого именно красноярцы шагнули в этот престижный дивизион.
Ну насчет трети он, возможно, и погорячился, но то, что в нашем футболе, особенно в низших лигах, далеко не все решается на зеленом газоне - факт. А мастером подковерной борьбы Сусин никогда не был (что, к слову, подтвердила и нынешняя его отставка).
Еще одно из моих воспоминаний шестилетней давности. Армейцы проиграли в Кемерове “Кузбассу” 0:3, причем судьи покуражились над гостями вдосталь. Мои кемеровские коллеги даже посочувствовали: дескать, пока прием судейской бригады обеспечивают хозяева поля, чего еще ждать? Казалось бы, спиши неудачу на “людей в черном” и успокойся. Но Сусин за ужином был темнее тучи. “Стоит ли так убиваться, Владимир Сергеевич!” - посочувствовал я. “Да я не столько от поражения расстроился, сколько из-за нашей беспомощности в игре. Надо же мужиками оставаться при всех обстоятельствах”, - ответил он мне.
Сам-то Сусин это правило не забывал никогда. Когда ему в СКА без объяснения причин отставки предложили поработать помощником нового главного - Олега Смолянинова, Владимир Сергеевич с достоинством заметил: “Вторым я буду только у Лобановского!” Здесь и уважение к авторитету Валерия Васильевича, и достаточно высокая самооценка, и доля упрямства - в хорошем смысле этого слова.
...“Тренер с амбициями - это находка” - помнится, так назвал я свои заметки о Сусине через полгода его работы в должности главного. Мое наблюдение подтвердилось спустя несколько месяцев. На правлении футбольного клуба подводились итоги чемпионата 1995 года (а тогда, напомню, армейцы заняли лишь 14-е место среди 18 участников). Так вот, когда Сусин докладывал о планах на будущий сезон, свой спич он завершил следующей фразой: “Если эти наши предложения по тренировочным сборам и прочим вопросам будут выполнены, мы обязуемся занять в следующем первенстве первое - пятое место”.
Дальнейшее напоминало знаменитую заключительную сцену из “Ревизора”. Долгую паузу прервала реплика Олега Кузенкова - одного из членов правления: “С таким составом?!”. “Конечно, состав “Милана” был бы предпочтительнее, но мы же исходим из того, что у нас есть”, - не преминул съязвить тренер.
Признаться, в тот момент заявленные планы и мне показались наполеоновскими: после 14-го места мечтать о лидерстве?! Ан нет, Владимир Сергеевич оказался человеком слова, и уже в очередном сезоне хабаровский клуб выбрался, что называется, из грязи в князи. И с той поры стабильно пребывает в верхней части таблицы. Последние три года, впрочем, без него. Но уж отдать должное Сусину за то, что именно при нем Хабаровск вернул себе доброе имя в футболе, стоит. Это я для тех горе-болельщиков, которые при случае не стеснялись лягнуть “Океан” и его наставника за неуступчивость в противоборстве со своим бывшим клубом.
...С интересом ожидал осеннего матча “Океан” - “СКА-Энергия” в Находке. Но после отставки Сусина интерес к нему пропал: это уже не “дерби”, а рядовая игра. Такая же, как, скажем, с “Селенгой”. Хотя, если верить интервью президента “Океана” Бышко приморской газете “Новости”, Владимир Сергеевич остается в этой команде тренером-селекционером. С трудом, правда, верится, что человек, заявлявший, что вторым он будет “только у Лобановского”, станет лишь тренером-селекционером у своего бывшего помощника Сергея Бондаренко.
Как там поется? “Понимаешь, это просто, очень просто, для того, кто хоть однажды уходил...” Хотя жизненные обстоятельства, согласен, бывают всякие, и иногда приходится переступать через свою гордость.
Какое решение примет сам Сусин, надеюсь, мы скоро узнаем. Уверен только, что этот высокопрофессиональный тренер будет востребован в ближайшее время. В конце концов, “иногда сменить декорации полезно”. Это я процитировал самого Владимира Сергеевича. Правда, сказал он это давно и совсем по другому поводу...
Автор: Геннадий ГАПОНОВ, Хабаровск, toz.khv.ru