Следствие покажет?
Продолжает закручиваться интрига вокруг ситуации с задержанием в Канаде танкера “Вирго”. По сообщению “Интерфакса”, в ближайшие дни основная часть экипажа, который, по мнению канадских и американских властей, причастен к гибели американского траулера “Старбаунд” (Starbound), сможет возвратиться в Находку. Как известно, четверо матросов из экипажа уже вернулись на родину. В ближайшее время к ним присоединятся еще 19 человек, на замену которым вчера из Москвы в Канаду вылетел сменный экипаж, сообщил начальник департамента судоходной политики Минтранса РФ Сергей Палехов. Одновременно сообщается и о том, что Минтранс и МИД РФ направили властям Канады протест, связанный с тем, что российская сторона не приглашена к участию в расследовании.
Продолжает закручиваться интрига вокруг ситуации с задержанием в Канаде танкера “Вирго”. По сообщению “Интерфакса”, в ближайшие дни основная часть экипажа, который, по мнению канадских и американских властей, причастен к гибели американского траулера “Старбаунд” (Starbound), сможет возвратиться в Находку. Как известно, четверо матросов из экипажа уже вернулись на родину. В ближайшее время к ним присоединятся еще 19 человек, на замену которым вчера из Москвы в Канаду вылетел сменный экипаж, сообщил начальник департамента судоходной политики Минтранса РФ Сергей Палехов. Одновременно сообщается и о том, что Минтранс и МИД РФ направили властям Канады протест, связанный с тем, что российская сторона не приглашена к участию в расследовании.
Что касается еще трех членов экипажа – капитана танкера Владимира Иванова, второго штурмана Дмитрия Богданова и матроса Сергея Герасименко, то их будущее пока под вопросом. Как известно, на прошлой неделе они были задержаны канадской полицией буквально на трапе самолета при попытке вылететь из Оттавы в Европу. Затем был суд, который выпустил задержанных под залог, однако запретил им покидать территорию страны до окончания следственных и судебных мероприятий. Потому что если власти сочтут, что доказательства их вины достаточно убедительны, то все трое скорее всего будут подвергнуты экстрадиции в США и преданы американскому правосудию. Последнее же, похоже, намерено предъявить им обвинения в совершении непреднамеренного убийства (напомним, что в результате столкновения трое американских моряков погибли) и небрежном управлении судном. По американским законам подобные действия тянут на срок тюремного заключения до 10 лет.
Характерен и показателен список моряков, привлекаемых канадскими и американскими властями к ответственности, – капитан, который согласно нормальной морской практике отвечает на судне за все, а также второй помощник и матрос, которые в этот отрезок времени – с 0 до 04 “правили” вахту и “не заметили”, по их утверждению, никакого ЧП.
Американские информационные агентства распространили также информацию о том, что в конце минувшей недели семьи двух погибших американских моряков обратились в канадский федеральный суд с исковыми требованиями против российской судоходной компании ОАО “Приморское морское пароходство”, во фрахте которой работал в этом рейсе танкер “Вирго”, принадлежащий – во всяком случае, по документам – кипрской компании A.L.T.Navigation Ltd. Вдовы требуют 12 миллионов долларов компенсации – по 6 миллионов за каждого.
Стоит добавить, что за несколько дней до этого американская рыболовная компания Atlantic Mariner Inc., которой принадлежал погибший траулер, подала аналогичный иск на сумму полтора миллиона долларов. Напомним, что во время катастрофы из четверых членов экипажа Starbaund спастись удалось только капитану Джеймсу Маркантонио (James Marcantonio), на показаниях которого и были в основном сформулированы и предъявлены обвинения россиянам.
Ожидается, что ближайшее судебное заседание пройдет 13 сентября, на котором, очевидно, и будет принято решение об экстрадиции российских моряков в США.
Теперь о том, что касается собственно танкера “Вирго” и флага на его кормовом флагштоке. Сегодня там действительно полощется кипрский флаг. Однако в годовом отчете ОАО “ПМП” за не столь уж далекий 1998 год в разделе “Флот корпорации” с гордостью указано: “Вирго”, год постройки 1995, дедвейт 28840 тонн. Здесь же можно прочесть и другую любопытную информацию: первой серией, построенной по заказу ОАО “ПМП” без государственного финансирования и названной по головному судну “Джемини” (Gemini), стали танкеры сооруженные на Херсонском судостроительном заводе. Их называли в честь созвездий и исключительно на английском языке. Gemini – это Близнецы. Затем последовали “Либра” (Libra) – Весы; “Вирго” (Virgo) – Дева, “Капелла” (Capella) – в честь звезды Альфа в созвездии Возничий и так далее.
В чьей же реальной собственности – российской или кипрской – находится сегодня танкер “Вирго”, об этом лучше всех, вероятно, знают топ-менеджеры ОАО “Приморское морское пароходство”.
Кстати, наблюдатели отмечают резкую смену тональности официальных пресс-релизов ОАО “ПМП”. Если в течение первых полутора недель после задержания танкера эти регулярные пресс-релизы содержали гневные и резкие высказывания и заканчивались обязательной формулировкой “…моряки и руководство ОАО “ПМП” требуют прекратить беспредел и беззаконие, чинимые в отношении экипажа “Вирго”, то в последнем аналогичном документе тональность уже совершенно иная. Впрочем, об этом судить читателям – текст свежего пресс-релиза мы публикуем ниже.
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"