Для кого зреет кедровая шишка?
Российские шишкари-браконьеры и китайские перекупщики готовы в ближайшее время разделать тайгу под орех
Российские шишкари-браконьеры и китайские перекупщики готовы в ближайшее время разделать тайгу под орех
В прошлом году лесное хозяйство края в очередной раз объединили с лесной промышленностью, для координации действий создан комитет природных ресурсов. Наверное, когда президент подписывал указ о слиянии, то он прежде всего руководствовался не идиллией, а желанием придать лесам страны особый охранный статус с помощью организации комплексных лесопредприятий, особенно в кедровниках Сибири и Дальнего Востока. Все обстоятельно давно подсчитано, известны пути создания сибирских и дальневосточных “кедроградов”. Но в нашей жизни, видимо, одних рекомендаций ученых для организации нового дела мало. И неудивительно, что никто сейчас, когда страну захлестнул дикий рынок, не может сказать, когда же в кедровой тайге будет налажено комплексное использование ее разнообразных богатств. По-прежнему все подчинено кубометру, идет чрезмерно интенсивная вырубка леса. Так, Анучинский лесхоз, чтобы выжить, ежегодно вырубает до 10 тыс. кубометров древесины и продает кругляк за валюту. А ведь у лесников должна быть одна забота: охрана и рациональное использование наших богатств.
В этом году природа сама дает им такой шанс. Сейчас в крае почти повсеместно, особенно в тайге Анучинского лесхоза, наливает кедровая озимь (перезимовавшие шишечки), ожидается самый урожайный (после 1981-го) год на кедровые орехи. Если в 1998 году при среднем урожае на территории Анучинского лесхоза населением заготовлено и продано китайцам около тысячи тонн кедровых орехов, то в нынешнем году заготовят все 1,5 тысячи тонн! И это только официальные подсчеты. На самом деле ореховые обороты куда значительнее.
Дело, конечно, не в том, что на местах, в частности в Анучинском лесхозе, не желают беречь уссурийскую жемчужину - кедровую тайгу, а в том, что для выполнения решения по комплексному и рациональному хозяйствованию в кедрово-широколиственных лесах нет должного организационного и материального подкрепления. По словам директора Анучинского лесхоза М. И. Белоуса, лесники хоть завтра готовы отказаться от несвойственной им работы - рубок и заниматься только охраной леса, сбором и переработкой пищевых продуктов кедровой тайги. При наличии оборотных средств лесхоз мог бы заготовить до тысячи тонн кедровых орехов! Но при нынешнем скудном финансировании (27 процентов от потребной суммы) лесхоз этого не сделает. В лучшем случае заготовит три тонны кедровых орехов для посева в питомнике.
Выходит, что и в этом году кедровая тайга Приморья с ее обильным урожаем будет снова отдана на разграбление и тысячи тонн кедровых орехов будут проданы китайским перекупщикам по мизерным ценам. А в Поднебесной из каждого центнера наших ядреных орешков получат 16-18 кг янтарного масла и продадут по 24 доллара за 1 кг. А тысячи тонн кедровой скорлупы вывезут в США для изготовления самого прочного и красивого паркета...
Получается, что хотя стратегия хозяйствования в кедровой тайге Анучинского лесхоза, да и в других лесах Приморья определена давно, на деле ничего не меняется. Очевидно, одними запретами и ограничениями много не решишь, но и это не делается. Необходимо принимать радикальные меры на уровне администрации края и лично губернатора. Почему бы не помочь лесхозам края организовать заготовку кедровых орехов и их поставку на приморские перерабатывающие предприятия? Почему мы у себя, имея сырье под руками, не стремимся наладить производство ценного кедрового масла и того же паркета из кедровой скорлупы?! И тогда только одни кедровые орехи, по-хозяйски собранные и переработанные, дадут дополнительный доход в бюджет края.
Меры эти надо принимать срочно, иначе тайгу вновь по-варварски обдерут дикие шишкари, оставив после себя пожары, сваленный и загубленный кедрач и многочисленные жертвы. Ведь орехи - еще и кормовая база для многих животных. В природе все взаимосвязано.
А в Уссурийской тайге зреет кедровая озимь!
Автор: Михаил ДеМЕНОК, специально для "В"