Последний путь подлодки
Северодвинск – город недалеко от Архангельска, где расположено родственное Дальневосточному заводу “Звезда” предприятие – “Звездочка”, ремонтирующее и утилизирующее субмарины Северного флота. В Северодвинске состоялся международный семинар по теме, в не меньшей степени волнующей и нас: “Экологические проблемы утилизации атомных подводных лодок”. Эти проблемы Россия решает при содействии других стран, неудивительно поэтому, что в разговоре участвовали гости из США, Японии, Великобритании, Франции – от представителей правительств до экспертов консалтинговых фирм.
Северодвинск – город недалеко от Архангельска, где расположено родственное Дальневосточному заводу “Звезда” предприятие – “Звездочка”, ремонтирующее и утилизирующее субмарины Северного флота. В Северодвинске состоялся международный семинар по теме, в не меньшей степени волнующей и нас: “Экологические проблемы утилизации атомных подводных лодок”. Эти проблемы Россия решает при содействии других стран, неудивительно поэтому, что в разговоре участвовали гости из США, Японии, Великобритании, Франции – от представителей правительств до экспертов консалтинговых фирм.
Год прошел после не менее представительного семинара в Москве практически с той же актуальной повесткой.
- В какой степени утилизация атомных подводных лодок за это время продвинулась вперед? – поинтересовалась я у участника обоих семинаров, главного инженера завода “Звезда” Юрия Шульгана.
- Сегодня уже можно говорить о том, что в основном завершается утилизация атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, подлежащих ликвидации в соответствии с договорами об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. За 10 лет завод “Звезда” утилизировал, а значит, перевел в ядерно-безопасное состояние 23 АПЛ, из них 18 – с баллистическими ракетами, срок эксплуатации которых был относительно небольшой – до 25 лет. На утилизацию они передавались без длительного периода отстоя и как следствие имели работоспособные системы ядерной и радиационной безопасности, удовлетворительное состояние корпусов, держались на плаву. Все это в немалой степени способствовало ядерной и радиационной безопасности при осуществлении работ. Но темпы их в начальный период утилизации были низкими. К разделке лодок нельзя приступать без выгрузки облученного ядерного топлива из реакторов, но проводить эту операцию какое-то время было невозможно из-за отсутствия перегрузочного оборудования, вывода из эксплуатации устаревших плавмастерских, что привело сначала к резкому снижению, а потом и вовсе к прекращению работ по утилизации выведенных в отстой АПЛ. Изменило ситуацию финансирование утилизации Соединенными Штатами Америки по программе совместного уменьшения ядерной угрозы. В результате в 2000 году на “Звезде” произведена выгрузка облученного ядерного топлива пяти стратегических подлодок, за первую половину текущего года – еще трех. Способствует решению проблемы и то, что в России введен в эксплуатацию специализированный эшелон по вывозу ядерного топлива, отвечающий всем международным нормам.
Им вышел срок
Но если проблема безопасности выведенных из эксплуатации стратегических АПЛ в большинстве своем уже решена, то более старые многоцелевые подлодки, построенные 30-40 лет назад, давно выработавшие свой ресурс, все еще ждут своего часа. И с каждым днем увеличивается исходящая от них опасность.
- Сколько таких морально устаревших кораблей на нашем побережье?
- Несколько десятков, и большая часть из них находится в отстое на плаву с невыгруженным ядерным топливом более десяти лет без докования. Многие не имеют достаточной плавучести, техническое состояние корпусов - неудовлетворительное. Добавьте к этому то, что системы безопасности зачастую неработоспособны. Поскольку лодки не могут самостоятельно держаться на плаву, то и доставить их к местам выгрузки облученного ядерного топлива без использования специальных средств невозможно.
Со всеми этими проблемами завод уже столкнулся в 1996 году, когда утилизировал лодку постройки 1962 года, но и сейчас они стоят не менее остро. Необходимы срочные решения, обеспечивающие безопасность выгрузки облученного ядерного топлива.
Япония, с которой у нас общее море, согласилась финансировать эти работы, выделила больше ста миллионов долларов. По просьбе японской стороны на заводе уже не раз побывали английские эксперты, подтвердив возможности предприятия. Однако из-за проволочек в оформлении необходимых документов в Минатоме начало работ вновь и вновь отодвигается.
“Саркофаг” похоронили
- Юрий Петрович, прошлым летом в Москве была обнародована информация об опасном состоянии двух подводных лодок с аварийными ядерными энергетическими установками, пережившими в свое время катастрофы. Предлагались разные варианты, как избавить от них наше побережье. Какой-то проект принят?
- Заводские специалисты принимали участие в обследовании этих тяжелых объектов и убедились в их большой радиоактивной загрязненности. АПЛ после чажминской трагедии осталась с негерметичным прочным корпусом аварийного реакторного отсека. Мощность дозы гамма-излучения в реакторном отсеке и уровень поверхностного загрязнения чрезвычайно высокие. Практически весь наружный и прочный корпус аварийного корабля имеет поверхностное загрязнение выше допустимого. Открытым источником ионизирующего излучения является и вторая аварийная АПЛ.
Для утилизации АПЛ по проекту “Саркофаг” на заводе “Звезда” были рассчитаны дозовые нагрузки, и исходя из предельно допустимой годовой дозы облучения, было определено возможное время работы на ней персонала. Получилось, что один человек в год может находиться в реакторном отсеке от четырех минут до 20 часов. Разумеется, такие чрезвычайно высокие дозовые нагрузки просто не дадут возможности проводить работы.
В настоящее время разработки по проекту “Саркофаг” фактически не ведутся, да он и неприемлем. Для утилизации подлодок с аварийными ядерными энергетическими установками были разработаны технические предложения под названиями “Факел” и “Укрытие”, суть которых сводится к захоронению опасных кораблей. АПЛ поднимаются на сушу или в плавдок, и потом без вырезки реакторных отсеков весь корпус изолируется. Однако дальнейшего развития эти технические предложения не получили.
Но нужно отчетливо представлять, что мы имеем дело с увеличивающейся со временем вероятностью экологической аварии, вызванной потерей управления открытыми источниками ионизирующего излучения весом 10 тысяч тонн.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), "Владивосток"