Красная – значит красивая

Этот портрет Степан Арефин писал два года. Плотные грозди калины рубиново горят – глянешь и будто ощутишь терпкую горечь. Чуть пожухлые, тронутые осенью листья венцеобразно уходят вверх, отрываясь от скромной вазочки из бересты, “туда, где больше нет ни декабрей, ни январей… а все одно и то же время года”. Цветную живопись разрывает почти монохромный лик – Шукшин. Такой узнаваемый, но нездешний…

24 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1012 от 24 июль 2001
Этот портрет Степан Арефин писал два года. Плотные грозди калины рубиново горят – глянешь и будто ощутишь терпкую горечь. Чуть пожухлые, тронутые осенью листья венцеобразно уходят вверх, отрываясь от скромной вазочки из бересты, “туда, где больше нет ни декабрей, ни январей… а все одно и то же время года”. Цветную живопись разрывает почти монохромный лик – Шукшин. Такой узнаваемый, но нездешний…

- Вы были с ним знакомы, Степан Федорович?

- Конечно, как и каждый из нас. Нет, лично я его не знал. Но он был такой… непритворный в каждом своем рассказе, каждой роли, что невозможно считать его чужим, - говорит художник.

В нынешней моде на портреты этот под названием “Калина красная”, пожалуй, можно назвать уникальным. За него не заплатит деньги конкретный заказчик, да и сделан по движению собственной души.

Трагическая судьба Василия Шукшина всегда волновала Арефина. Несмотря на долгие годы работы в театре, где приходилось оформлять спектакли и по Чехову, и по Дюрренматту, художника не назовешь эстетным. Он всегда ценил естественность, самодостаточность. Сам Арефин говорит о Шукшине – он вышел не из перины. Хорошо зная актеров на сцене и за кулисами, он привык к тому, что те всегда знают, как улыбнуться, как склонить голову.

- У Шукшина же отсутствовала всякая искусственность, - считает он. – Можно ругать, не принимать, а помните, как он в “Калине красной” в самую землю лицом шептал: “Это же мать моя”? Сильнее не сыграет самый талантливый актер. Я долго думал о том, с чем связано название фильма. Ведь там нет калины. Может быть, “красная” символизирует древний смысл слова – красивая. Жизнь, красивая своими чувствами, страстями, силой человеческой натуры?

Вот уже месяц портрет живет в мастерской. Наступит день – Степан Федорович расстанется с ним. Эта работа должна уйти к людям. Может быть, она отправится в музей Шукшина, может быть, ее приобретет галерея. Но перед этим, конечно, увидят зрители. “Калина красная” обязательно будет выставлена в осенней экспозиции в Доме художника, что планируется на октябрь.

Осень года. Прожитая жизнь. “Калина красная”...

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"