Подземный толчок на высоте 10 000 метров

Землетрясение и как его следствие – возмущение геомагнитного поля земли вполне могли стать причиной гибели лайнера “Ту-154” под Хабаровском в декабре 1995 года. Такое предположение серьезно обсуждалось правительственной комиссией при поиске причин катастрофы. К сожалению, техническое состояние “черных ящиков” погибшего лайнера не позволило с точностью сказать, что же привело к гибели самолета.

17 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1008 от 17 июль 2001

Землетрясение и как его следствие – возмущение геомагнитного поля земли вполне могли стать причиной гибели лайнера “Ту-154” под Хабаровском в декабре 1995 года. Такое предположение серьезно обсуждалось правительственной комиссией при поиске причин катастрофы. К сожалению, техническое состояние “черных ящиков” погибшего лайнера не позволило с точностью сказать, что же привело к гибели самолета.

Причина той страшной катастрофы, когда 6 декабря 1995 года неподалеку от поселка Гроссевичи Хабаровского края на горе Бо-Джауса погиб “Ту-154” Хабаровского объединенного авиаотряда, неизвестна до сих пор.

Лайнер, выполнявший рейс по маршруту Южно-Сахалинск – Хабаровск - Улан-Удэ - Новосибирск, пропал с локаторов за 30 минут до посадки в Хабаровске. Самолет упал с 10 тысяч метров, погибли 99 человек.

Погибший самолет искали почти месяц – к поискам были привлечены спасатели со всего Дальнего Востока. Обломки были обнаружены в непроходимой тайге. Тогда, стоя на горе Бо-Джауса, я поражался иррациональности зрелища, представшего перед глазами, - от самолета, упавшего с высоты 10 километров, не осталось буквально ничего – лишь мелкие металлические фрагменты фюзеляжа, разбросанные на огромной площади. Ничего не осталось и от пассажиров – лишь фрагменты биомассы, как это называлось в официальных протоколах.

Самолет поднялся в воздух в Южно-Сахалинске с креном 4 градуса, что не противоречило правилам летной эксплуатации. В процессе полета крен постепенно увеличился до 10, потом резко - до 20 градусов, произошло отключение автопилота, и машина сорвалась в штопор. Экипаж Виктора Сумарокова до последнего пытался спасти машину, но потеря ориентации в пространстве, нарастающие перегрузки и ограниченность времени не дали им этого сделать. С высоты 10 тысяч метров самолет падал меньше минуты.

Тогда государственная комиссия в своем заключении не смогла дать четкого ответа, ограничившись лишь наиболее вероятными версиями.

По одной из версий, “Ту-154” сорвался в штопор из-за неисправностей автопилота. В частности, не исключалось, что лайнер мог попасть в зону действия мощного магнитного излучения, возникшего вследствие тектонических процессов и возмущения земной коры.

За 1-2 минуты до падения самолета в районе аварии произошло землетрясение, зарегистрированное сейсмостанцией в Хабаровске. Более того, были записаны два толчка. Видимо, это были два землетрясения незначительной мощности на маршруте следования авиалайнера.

При подземной буре, вызываемой тектоническими деформациями, в окружающее пространство по разломам излучается огромная энергия, связанная со сбрасываемым разгруженными породами физическим вакуумом, являющимся также носителем различных полей: магнитных, электрических, гравитационных. Энергопотоки не только турбулизируют атмосферу, но главное - нарушают геомагнитное, геоэлектрическое и даже гравитационное поля, к которым жестко “привязаны” компасы, авиагоризонты и другие важнейшие системы навигации. В практике авиаторов уже имелись случаи, когда комплекс приборов, следящих за высотой, авиагоризонтом, азимутом и т. п., под воздействием геофизических полей на него начинал врать, при этом автопилот соответственно передергивал рули, дестабилизировал полет, а при сильных воздействиях самолет заваливался в штопор.

Электрические схемы приборного комплекса при обострении геофизических процессов испытывают электрические наводки, особенно если электросхемы и линии связи между ними высокоомны. При этом неверные показания приборов вполне могут привести к катастрофе.