Причиной катастрофы “Ту-154” стало землетрясение в Чили?
Невнятное заключение правительственной комиссии во главе с вице-премьером Ильей Клебановым о причинах гибели самолета компании “Владивосток Авиа” под Иркутском, произошедшей 3 июля, по-прежнему не вызывает доверия ни у специалистов, ни в семьях погибших пилотов и пассажиров.
Невнятное заключение правительственной комиссии во главе с вице-премьером Ильей Клебановым о причинах гибели самолета компании “Владивосток Авиа” под Иркутском, произошедшей 3 июля, по-прежнему не вызывает доверия ни у специалистов, ни в семьях погибших пилотов и пассажиров.
Утверждения о некоем “человеческом факторе” и желание однозначно указать виноватых – погибший экипаж, который уже ничего не может ответить на обвинения, крайне сжатые сроки, в которые было проведено расследование, оставляют сомнения и возможности для спекуляций.
Публикация без указания источника в пятницу в “Комсомольской правде” расшифровки только того “черного ящика”, который фиксировал переговоры экипажа с диспетчерами аэропорта и внутри кабины между собой, порождает еще больше вопросов. Еще больше вопросов порождает отсутствие комментариев по поводу этой публикации как со стороны комиссии Клебанова, так и со стороны руководства “Владивосток Авиа”.
Специалисты обращают внимание на тот момент в расшифровке “черного ящика”, где срабатывают две бортовые системы – автомат углов атаки и самолетных перегрузок (АУАСП) и автоматическая бортовая система управления самолетом (АБСУ), в просторечии - автопилот. Вот фрагмент этой не подтвержденной из официальных источников записи: “17.07.45,5 - звуковая сигнализация АУАСП (длительность 1,5 сек.); 17.07.47,2 - звуковая сигнализация отключение АБСУ (длит. 2,3 сек.)”. Получается, что до этого момента самолетом управлял автопилот, и именно он привел самолет к тому угрожающему крену и углу атаки, из которого самолет уже не вышел?
Вот что говорят по поводу данных разговорного “черного ящика” специалисты: “В тумане остаются пока все действия при снижении с 900 до 850 метров. Штурман предупредил “850”, видимо, они проскочили эту высоту, а вот что стало конкретной причиной, непонятно. Пока нет данных с МСРП (еще один “черный ящик” с техническими и измерительными показаниями) - сказать трудно”.
Вполне возможно, что могло произойти нечто, что называется “приборное затмение” – когда индикаторы показывают одно, а с механизмами и электроникой происходит совсем другое. Две с половиной секунды между сигналом автопилота и выкриком командира самолета Валентина Гончарука: “Б..., вы что?!” могли быть решающими для 145 жизней. Но что произошло в эти 2,5 секунды – остается тайной за семью печатями.
Уже говорилось об “иркутской аномалии”, говорилось не только о том количестве повторяющихся авиакатастроф, но и тектоническом разломе, который мог оказывать воздействие на поведение авионики. И никакая из версий не может быть скинута со счетов, пока досконально не исследована.
В частности, вот такая, о которой говорят специалисты по сейсмологии. 3 июля 2001 года в центральной части Южной Америки произошло землетрясение с эпицентром по координатам 32.730(Ю)-73.075(З). Сейсмографы зафиксировали толчок за 17 секунд до срабатывания аварийных сигналов на борту “Ту-154”, заходящего на посадку под Иркутском. Ну и что? – спросит скептик и будет прав: по данным Денверского международного центра сейсмологии, за сутки 3 июля в разных точках планеты было зарегистрировано 33 землетрясения. Но...… Если провести прямую линию между двумя точками – эпицентра чилийского землетрясения и центром земного шара и затем продолжить ее, то третья точка этой прямой ляжет буквально в нескольких градусах от села Бурдаковка. Какая волна-убийца промчалась за эти 17 секунд – нам знать вряд ли суждено. Но в мире, в котором мы живем, слишком много таинственного и неразгаданного, чтобы можно было быть во всем всегда уверенным до конца и точно знать, кто прав, кто виноват…...
Автор: Владимир ОЩЕНКО, "Владивосток"