Высокая миссия питомниководства
На конференции в Москве говорили о развитии бизнеса. И не только
Конференция ассоциации производителей посадочного материала (проще – питомниководов), на которой довелось побывать в феврале в Москве, позволила по-новому взглянуть на так называемую зеленую отрасль и ее нынешнее большое значение. Еще недавно и отрасли-то такой не было, а теперь она не только встала на ноги и окрепла чисто экономически, но и осознает свою социальную и экологическую роль. Высокая миссия питомниководста на конференции была определена так: «Создавать среду обитания, соразмерную человеку, комфортную для человека».
Об этом говорила Ирина Савватеева, несколько лет возглавлявшая ассоциацию (сейчас председателем правления АППМ избран Андрей Седов), которая, казалось бы, отвлеклась от основной темы форума: «Питомник как успешный бизнес». Но откуда ноги растут у этой успешности, у возрастающего спроса на посадочный материал? Как раз от стремления многих людей иметь комфортный зеленый уголок, где хотя бы на время можно укрыться от тотальной урбанизации. От повальной дачной увлеченности россиян. Как метко заметил кто-то из выступающих, садоводство в России – хобби № 1.
Поэтому меня, например, порадовало, что представители отрасли не только обсуждают стратегию развития бизнеса, но и думают о том, как приобщить своих потребителей – обычных владельцев дачных и приусадебных участков – к высоким стандартам истинного садового искусства, к высоким стандартам культуры садоводства. Как раз ассоциация, как законодатель мод в своем профессиональном кругу, может играть (и уже играет!) заметную роль в том, чтобы ценился именно такой подход к своей работе. И это наряду с отстаиванием принципов цивилизованного рынка и борьбой за качество посадочного материала. Вот взяли и сами разработали «Стандарты на посадочный материал декоративных и плодовых растений, рекомендуемых на территории Российской Федерации», не дожидаясь, когда их спустят сверху. А ведь сформулированные в документе технические и качественные требования к саженцам прежде всего направлены на защиту интересов потребителей.
Но давайте вернемся к основной теме конференции. По оценке селекционера, директора опытно-селекционного питомника колонновидных яблонь в Тульской области Михаила Качалкина, расклад на садоводческом рынке за последние 10 лет кардинально изменился. Еще немного – и посадочного материала будет произведено столько, что часть его останется невостребованной. Но какие саженцы будут все-таки расходиться, а какие нет, как дальше развивать производство, в какую сторону идти? Пока не все это знают. Михаил Витальевич считает, что эффективнее всего работают крупные (оптовые) питомники и их роль будет только возрастать. Организация в чистом поле инфраструктуры производства, хранения и отгрузки посадочного материала требует огромных капиталовложений. Зато качество саженцев выше по сравнению с продукцией «полулегальных», как выразился Качалкин, приусадебных питомников, которые массово образовались вокруг советских питомников и научных учреждений».
Еще очень важно, как торговать: через почту, интернет-магазин, торговые сети, садовые центры, оптовые фирмы или собственную торговую площадку питомника? Михаил Качалкин сделал обстоятельный анализ рынка сбыта по всем этим сегментам. Обсуждение темы было продолжено другими докладчиками.
Поскольку многие приморцы активно выписывают посадочный материал в челябинском научно-производственном объединении «Сады России», интересно было послушать генерального директора Владимира Степанова об этапах становления питомника и о его перспективах. Нетрудно было отметить, что в жизни ассоциации Владимир Васильевич играет заметную роль.
Рассматривалась на конференции и сложившаяся ситуация на рынке в связи с повышением цен на импортируемый посадочный материал. Может быть, у отечественных питомниководов в связи с этим появляется шанс отвоевать часть российского рынка? Вопрос этот активно обсуждался за круглым столом «Питомники и садовые центры», по итогам которого стало понятно: обольщаться рано. Оппоненты питомниководов привели убедительные факты, что импорт можно потеснить только при повышении качества отечественного посадочного материала, которое еще хромает, и снижении издержек при их производстве (это могло бы отразиться на цене и привести к ее снижению).
Теоретическую часть конференции дополнила обширная профильная выставка. Можно было, например, подойти к стенду агрофирмы «Поиск», опять-таки хорошо известной нашим садоводам по посылторгу и товарам, представленным в специализированных магазинах, и расспросить о новинках. Интересно было узнать из первых рук об областях применения кокосовых субстратов и текстильных горшков, отличиях новых укрывных и притеняющих материалов, использовании систем микроорошения и многом другом. 41 компания из России, Польши, Франции, Германии, Нидерландов, Бельгии, Шри-Ланки представила на выставке свою продукцию.
Иностранцы принимали активное участие не только в выставке, но и в самой конференции, рассказывали об опыте работы питомников в разных странах, отличиях стратегии развития питомниководства на европейском и американском рынках. У нас свои особенности, но поучиться у иностранных коллег никогда не помешает. Ведь одно дело – вариться в собственном соку, другое – отслеживать все новое, анализировать достижения и ошибки других, видеть тенденции. Это позволяет расширить свой угол зрения, дать толчок развитию собственного дела. Поэтому можно понять семью питомниководов Макаревич, которые уже несколько лет участвуют в конференциях АППМ и считают их очень полезными для себя.
Еще один представитель Приморья – кандидат биологических наук Аркадий Безделев тоже не первый раз приехал на форум. Из его выступления мы с интересом узнали, что три года назад на побережье Владивостока на площади 1 га заложен питомник, где растения испытываются на пригодность к посадкам на прибрежных территориях, в том числе в зоне штормового заплеска. Испытано уже порядка 400 видов. В основном это флора южного Приморья.
Но если уж говорить о наших, «засветившихся» на конференции, то надо добавить имя кандидата биологических наук Людмилы Пшенниковой, курирующей в нашем Ботаническом саду коллекцию сиреней и ведущую селекцию по этой культуре. О ней и ее сортах в своем докладе рассказала Ирина Окунева, старший научный сотрудник Главного ботанического сада имени Н.В. Цицина.
А вот Филипп Манги не из Приморья – из Франции. Но мы встречались с ним именно на нашей территории – в Находке, и он даже был героем одной из публикаций журнала «Сады и огороды Приморья». Филипп и его компания поставляют по всему миру красивые розы для городского озеленения. Самые зимостойкие сорта прижились у нас. При встрече на конференции Филипп рассказал о новинках – потрясающе красивые!
Вот таким тесным стал мир.
Надежда БРАЖИНА
P.S. Мы еще не раз вернемся в публикациях журнала к конференции АППМ, чтобы подробнее рассказать о темах, которые там поднимались.