Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки и молодежь. Проблема употребления наркотиков среди подростков стоит остро. Как понять, что ребенок употребляет наркотики, чем могут помочь родители и можно ли этого не допустить, в интервью РИА VladNews рассказала психолог Евгения Олофинская.
- Почему подростки начинают употреблять наркотики и психотропные вещества?
- Подростковый возраст – это очень сложное время для личности, которая только формируется. В этот момент у ребёнка есть взрослая часть, которая сопротивляется порядкам вокруг и ломает авторитеты. Это выражается в сильных конфликтах с родителями. Мало кто из родителей понимает, что происходит с его ребёнком в этот момент, и они начинают развивать конфликт. Но вместе с этой взрослой частью в ребёнке есть детская часть, которая нуждается в поддержке и понимании со стороны взрослых. Получается, что родители реагируют только на взрослую сторону, а детскую оставляют без внимания. В итоге детская часть, которая не получает внимания дома, заставляет ребёнка идти искать это внимание на стороне, это могут быть друзья, знакомые, одноклассники. Так заполняется невнимание родителей. Поэтому ребёнок начинает пропадать в странных компаниях, на каких-то вечеринках, куда постепенно приходит алкоголь и могут придти наркотики. Употребление ребёнком алкоголя, наркотиков и прочих вредных веществ говорит о том, что между ребёнком и его родителями нет доверительных отношений и близкой связи в целом. История о том, что был хороший мальчик и в один момент он стал наркоманом – это описание слепых родителей, которые абсолютно не понимают, что происходит в жизни их ребёнка.
- Могут ли родители помочь не допустить употребления наркотиков? Как это седлать?
- У родителей нет задачи удержать ребёнка от употребления наркотиков или от плохой компании. Их цель – быть для ребенка авторитетом и сохранять с ним контакт. Разговаривать с ним, интересоваться его мнением, и привлекать его к участию в делах семьи. При этом родитель должен понимать, что его ребёнок — это самостоятельная личность, у которой своя жизнь. Он должен сам решать, с кем ему общаться и чем заниматься. Если все эти задачи будут выполнены, ни о каком употреблении наркотиков и речи не идёт.
- На что необходимо обращать внимание в поведении своего ребёнка?
- Первым звоночком будет его закрытость. Если ребёнок старается отгородиться и закрыться, быть подальше от семьи, уклоняется от разговоров. Также стоит обратить внимание на резкие перемены в настроении от эмоционального подъёма до депрессивного состояния. При этом допрашивать ребёнка не стоит. Тем более не нужно нарушать личное пространство. Например, рыться по карманам, читать переписки и так далее. Нужно постараться найти с ребёнком контакт посредством разговора.
- Как сделать так, чтобы ребёнок делился своими проблемами и своей жизнью в целом?
- Ребенок должен чувствовать себя в безопасности рядом с родителями и полностью доверять им. Это те чувства между родителем и ребёнком, которые формируются ещё с самого рождения. К началу обучения в школе эти отношения уже должны быть выстроены и находиться на достаточно высоком уровне. Для этого нужно всегда участвовать в жизни своего дитя. Интересоваться его победами и успехами со времён детского сада. Не забывать обсудить его радости и горести. Говоря простыми словами, любите и цените своего ребёнка, и он всегда будет рядом с вами.
- Какой возраст находится в наибольше зоне риска?
- Сейчас временные рамки сместились. Если раньше это был возраст от 16 до 18 лет, то сейчас в зоне риска подростки 13-14 лет. Временные рамки сместились настолько значительно из-за современной тенденции взросления. Дети стали раньше взрослеть.
- Нужно ли ещё в детстве рассказывать детям, что наркотики — это плохо?
- Этот вопрос очень спорный. Если мы говорим о ребёнке, у которого хороший эмоциональный климат в семье и доверительные отношения с родителями, то они сами, заводя подобные разговоры, расскажут ребёнку, что есть такие вредные вещества. Если взять ребёнка, который не находится в доверительных отношениях с родителями, ему тоже нет смысла говорить о вреде наркотиков «с пелёнок», потому что это его не остановит. Но стоит упомянуть, что не все дети с проблемами в семье обязательно пристрастятся к вредным веществам. Тут уже всё будет зависеть от окружения ребёнка и его личного отношения к этому.
Моя позиция, как профессионала: да, об этом нужно говорить. Возможно даже не родителям, а, например, проводить классные часы в школах. А моё личное мнение по этому поводу – вряд ли это кого-то удержит. Я не верю, что запугивания ребёнка по типу «ты попробуешь, потеряешься, не построишь свою жизнь» подействуют. Нужно делать другие вещи, чтобы избежать употребления наркотиков ребёнком.
- Насколько важны сеансы с психологом для подростка, который борется с наркотической зависимостью?
- Сеансы с психологом в данной ситуации критически важны. Однако стоит работать не только с ребёнком, но и с его родителями. До тех пор, пока в отношениях между родителем и ребёнком ничего не изменится, велик риск того, что ребёнок снова начнёт употреблять наркотики. Поэтому важна не только работа с ребёнком, родители обязательно должны находиться в процессе терапии.
- Чем родители могут помочь при борьбе их ребёнка с наркотической зависимостью?
- Просто быть рядом. Не учить, не наставлять, не судить, не оценивать, а просто помогать. Здесь даже объятия крайне важны. Также нужно напомнить ребёнку о том, чем он увлекался до наркотиков. Показать, что в этой жизни есть много интересного. Вернуть ему вкус жизни, который сильно сбился после употребления каких-либо веществ. Не нужно контролировать ребёнка и коршуном сидеть над ним, думая, как бы он опять куда-то не выскочил. Стоит попытаться встретиться с ним по-настоящему, как говорится «от сердца к сердцу».
Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает мероприятия, направленные на снижение уровня преступности в регионе, а также на профилактику правонарушений и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.