Елизавета Чинахова, консультант юридической фирмы «Городисский и Партнеры» во Владивостоке, о том, почему нельзя ослаблять контроль за собственным товарным знаком после получения регистрации и какие шаги предпринять, чтобы сохранить права на обозначение.
Многие предприниматели осознают необходимость защиты своего бренда и своевременной регистрации товарных знаков, с помощью которых они могут индивидуализировать и продвигать своё дело. Однако само по себе наличие зарегистрированного товарного знака не является гарантией безопасности бизнеса. В современных условиях успешное развитие бизнеса требует правильного и своевременного управления имеющейся интеллектуальной собственностью, в том числе зарегистрированными товарными знаками.
Во-первых, необходимо помнить о том, что товарный знак должен использоваться именно в том виде, в котором он зарегистрирован.
Для поддержания в силе охраны товарного знака, необходимо активно его использовать. Если кто-либо из ваших конкурентов будет заинтересован в регистрации такого же или похожего обозначения, он может попытаться прекратить действие вашей регистрации досрочно. В подобных случаях доказывать использование товарного знака приходится самому правообладателю, т.е. необходимо будет представить материалы, на которых такой товарный знак был размещен: различные рекламные материалы, вывески, бланки и т.п., при этом важно, чтобы использование было доказано в течение последних 3х лет. Поэтому сохранение, например, различных каталогов, брошюр и других печатных изданий с упоминанием товаров или услуг под вашим товарным знаком, поможет вам отстоять свое исключительное право в подобной ситуации.
Однако, нередко бывает так, что зарегистрированный товарный знак и обозначение, фактически используемое на этикетке или упаковке товара, на сайте или в рекламе и т.д., с течением времени начинают отличаться друг от друга: может измениться шрифт, цветовое сочетание, могут добавиться или измениться изображения. Такие отличия могут носить как несущественный характер, т.е. относиться к изменению отдельных элементов, не меняющих его существа, так и существенный характер.
Даже использование транслитерации товарного знака в другом алфавите может рассматриваться как существенное изменение. Примером этого может послужить постановление Суда по интеллектуальным правам по делу № СИП-745/2021. Согласно постановлению, правовая охрана товарного знака «ГОРЫНЫЧ» (рег. №217820) была прекращена в отношении части товаров, поскольку правообладатель не смог доказать его использование в течение последних 3 лет, так как использовал видоизмененное обозначение (транслитерацию буквами латинского алфавита) - «GORYNYCH». Президиум суда счел, что исполнение обозначения в латинице существенно изменило вид товарного знака и не является доказательством использования товарного знака «ГОРЫНЫЧ» (рег. №217820), необходимого для поддержания правовой охраны в силе.
В ситуации, когда изменения можно отнести к несущественным, крайне важно своевременно вносить изменения в зарегистрированный товарный знак. Действующее законодательство это позволяет сделать.
Если же внесенные изменения влияют на восприятие товарного знака, то необходимо подавать новую заявку, а возможно и несколько новых заявок, чтобы обеспечить регистрацию существенно измененного обозначения в качестве нового товарного знака. В противном случае возникают риски лишиться своей регистрации, если, как уже упоминалось выше, кто-либо из ваших конкурентов (или иное заинтересованное лицо) сможет доказать, что вы не используете свой товарный знак в том виде, в котором он был зарегистрирован. Помимо этого, не следует забывать, что ваше видоизмененное обозначение остается без того уровня правовой охраны, который предоставляется зарегистрированному товарному знаку.
Одним из положительных примеров обращения с интеллектуальной собственностью можно назвать владельцев социальной сети «ВКонтакте», которые, как следует из данных Государственного реестра товарных знаков, своевременно регистрируют изменения в своих данных и в используемых обозначениях. Так, следуя стилистическим изменениям, которые претерпевал логотип социальной сети, с течением времени были зарегистрированы следующие товарные знаки: (дата приоритета: 30.01.2007; рег.№359005), (дата приоритета: 30.01.2007; рег.№359761); (дата приоритета: 20.02.2012; рег.№477113) (дата приоритета: 16.04.2013; рег.№547538), (дата приоритета: 17.07.2020; рег.№795210), (дата приоритета: 22.10.2021; рег.№858153) и другие.
Ниже приведены примеры регистрации или отказа в регистрации изменений в товарный знак.
Для принятия взвешенного решения о том, что более перспективно: подать заявку на внесение изменений в уже зарегистрированный товарный знак или подать новую заявку на регистрацию, конечно, рекомендуется проконсультироваться с патентным поверенным. Поскольку, действуя самостоятельно, велик риск совершения ошибок, которые могут повлечь временные и финансовые потери.
Во-вторых, следует своевременно регистрировать в Роспатенте изменения в адресе и наименовании правообладателя.
Если после регистрации товарного знака у вас изменился адрес или наименование компании, включая изменение организационно-правовой формы, например, из «ЗАО» в «АО», необходимо подать соответствующее заявление в Роспатент (данное требование закреплено в п.1 ст. 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Проблемы из-за того, что вовремя не были актуализированы сведения о правообладателе могут возникнуть не сразу, а через какой-то период времени. При этом, чем больше времени проходит с момента изменения сведений, а также чем больше сведений о правообладателе меняется, тем, соответственно, опаснее могут быть последствия. В таком случае следует понимать риски, с которыми правообладателю, вероятно, придется столкнуться.
Пожалуй, самое очевидное - правообладатель не сможет продлить срок действия регистрации товарного знака без актуализации сведений о себе в Государственном реестре товарных знаков. В данном случае также важно не забывать о том, что срок правовой охраны товарного знака составляет 10 лет, и он не продлевается автоматически. Для продления срока действия товарного знака необходима оплата пошлины и направление соответствующего заявления.
Также правообладатель, сведения о котором являются неактуальными, не сможет обеспечить государственную регистрацию распоряжения исключительным правом на товарный знак до тех пор, пока сведения не будут актуализированы. То есть, возникнут проблемы с предоставлением лицензий на использование товарного знака другим компаниям или включение его в договор коммерческой концессии (франшизы).
Кроме того, если вовремя не внести изменения об адресе или наименовании, есть риск пропустить различные уведомления как от заинтересованных третьих лиц, желающих обратиться к правообладателю, например, за получением письма-согласия, лицензии или же желающих досрочно прекратить охрану соответствующего товарного знака, так и от государственных органов. Таким образом, правообладатель рискует, в частности, не получить в нужный срок уведомление Роспатента об оспаривании регистрации товарного знака, и, соответственно, лишиться своего исключительного права.
В-третьих, важно отслеживать новые заявки и зарегистрированные впоследствии товарные знаки, которые имеют сходство с вашим товарным знаком, и как можно скорее принимать меры во избежание отказа в регистрации таких обозначений или оспаривать зарегистрированные товарные знаки, если сходство вводит потребителей в заблуждение, приводит к смешению или недобросовестной конкуренции.
Поскольку за год в Роспатент поступает около ста тысяч заявок на регистрацию товарных знаков (в соответствии со статистикой, опубликованной на сайте Роспатента, в 2021 г. было подано 107 030 заявок), иногда случается так, что экспертиза может «пропустить» ваш товарный знак и зарегистрировать в пользу иного лица товарный знак, сходный до степени смешения с вашим. При этом, если эксперты Роспатента выявляют сходные обозначения, у заявителя всегда есть шанс пояснить свою точку зрения и попытаться доказать, что уже зарегистрированные товарные знаки (в числе которых, в том числе, может оказаться и ваш товарный знак) не сходны по каким-либо причинам. В такой ситуации, если экспертиза сочтет доводы заявителя убедительными и не получит других поводов для отказа в регистрации, такое обозначение, скорее всего, будет зарегистрировано.
Однако, если вовремя обнаружить такую заявку, то можно в соответствии с п.1 ст.1493 ГК РФ направить в Роспатент свои доводы против регистрации такого товарного знака.
Если же такой товарный знак уже зарегистрировали, в соответствии с подп.2 п.2 ст. 1512 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку можно оспорить полностью или частично в течение ближайших пяти лет после регистрации. Оспаривание уже зарегистрированного товарного знака имеет определенные сложности и особенности (кроме того, это дорого), поэтому желательно попытаться воспрепятствовать регистрации тождественного или сходного до степени смешения товарного знака ещё на этапе рассмотрения заявки, представив в Роспатент свои доводы.
Примером успешного оспаривания регистрации товарного знака является подача в 2017 году возражения против знака «БЕЛАЯ РЕКА» по международной регистрации № 1095140 Правообладатель товарного знака (рег.№441905), который был зарегистрирован Роспатентом 01.08.2011 г. в отношении пива и алкогольных напитков, подал возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку по международной регистрации № 1095140, охрана которому на территории Российской Федерации была предоставлена 08.04.2013 г. также в отношении пива и алкогольных напитков.
Как видно по этим двум обозначениям, товарные знаки очень похожи, с чем согласилась коллегия Палаты по патентным спорам, удовлетворив возражение правообладателя товарного знака № 441905 (с более ранним приоритетом) и признав полностью недействительным предоставление правовой охраны международной регистрации №1095140.
Сосуществование сходных товарных знаков в одной и той же сфере деятельности уменьшает уникальность и снижает узнаваемость бизнеса. Можно сказать, что наличие на одном рынке товаров или услуг сходных товарных знаков, принадлежащих разным правообладателям, способно даже в какой-то степени снизить возможности правовой охраны.
Таким образом, для полноценной защиты своего бизнеса недостаточно только регистрации товарного знака (несмотря на то что, разумеется, это очень важный шаг). Необходимо вовремя актуализировать информацию, реагировать на любые изменения и отслеживать активность конкурентов, чтобы не допустить появление тождественных или сходных товарных знаков.
При правильном использовании товарного знака он становится важным и дорогостоящим нематериальным активом, позволяющим формировать узнаваемость компании, захватывать рынки и привлекать потребителей. В противном случае, при игнорировании должного управления, зарегистрированный товарный знак – малополезен или даже бесполезен.