Забота о репродуктивном здоровье – важная часть жизни каждой женщины, желающей родить здорового ребенка, да и вообще – не иметь никаких заболеваний половой системы. Однако многие женщины часто даже не догадываются, что некоторые заболевания половой системы могут проходить бессимптомно и «не заявлять» о себе многие месяцы и годы. Среди таких заболеваний, например, вирус папилломы человека (ВПЧ), который часто перерастает в рак шейки матки.
Проблемой диагностики рака шейки матки, ассоциированного с ВПЧ, занимается ассистент кафедры акушерства и гинекологии Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ) Татьяна Невежкина. В конце 2021 года Татьяна победила в конкурсе «УМНИК Хелсент НТИ -2021» с проектом «Разработка диагностикума для оценки риска развития интраэпителиальных поражений и рака шейки матки у женщин с папилломавирусной инфекцией». Цель Татьяны – помочь науке прийти к ответу на вопрос о том, как предупреждать развитие рака шейки матки и заранее выявлять патологию. Корреспондент РИА VladNews побеседовал с ученым о профилактике ВПЧ и рака шейки матки, о «гинекологических» мифах и важности удовольствия в жизни каждой женщины.
О важности секс-просвета, «золотом возрасте» для зачатия ребенка и самых безжалостных «народных» методах контрацепции
– Пожалуй, знание собственного тела – невероятно важная вещь для каждого человека, особенно это касается репродуктивного здоровья. С каким незнанием женщин о своем здоровье вы встречались чаще всего? Были ли «выдающиеся» случаи?
– Самое распространенное среди женщин, особенно молодого поколения, до 35 лет, – это незнание, когда идет овуляция, когда начинается менструальный цикл: многие не знают, что отсчет цикла идет с дня начала менструации. Кажется, будто это такие мелочи, но в дальнейшем они могут создать какие-то проблемы для репродуктивной системы. Это азы, которые должна знать каждая девочка, девушка и женщина.
Мне сразу вспомнился такой «выдающийся» случай. Была 40-летняя нерожавшая пациентка, которая вообще не знала о своих половых органах, ни разу их не рассматривала, не понимала, как они работают и работают ли вообще. Женщина вообще не интересовалась собой, своей анатомией. Возможно, конечно, так получилось из-за воспитания.
– Думаете, знание о репродуктивной системе и отношение к половой жизни зависит от родительского воспитания?
– В основном, да. Родителям важно начинать говорить с детьми об этом первыми. Сейчас, к сожалению, это чаще всего избегают – родители по разным причинам не разговаривают с детьми ни о менструациях, ни о сексе, ни о защите от нежелательной беременности: кто-то стесняется, кто-то считает это неправильным. Это огромная проблема, которая потом выливается в проблемы с женским здоровьем.
– Важен ли вообще секс-просвет и, если да, когда стоит начинать просвещать?
– Не знаю, как сейчас, но раньше к нам в школу приходили представители медучреждений и рассказывали отдельно мальчикам и девочкам об их половой системе. Я однозначно за то, что секс-просвет нужно вводить в образовательных учреждениях. Но, опять же: любой секс-просвет начинается с родителей. Большинство нынешних детей предоставлены сами себе, за советами они отправляются либо в Интернет, либо к той самой подружке, которая «уже все знает», хотя рядом, вроде, есть родители, которые скорее всего знают ответ.
– Какие вещи о работе своих половых органов должна знать каждая женщина?
– Во-первых, знать свою анатомию – то есть, нормально ли выглядит половой орган или нет. Во-вторых, физиологию – нормально ли этот орган функционирует. Знать длину своего менструального цикла, ощущать, что происходит внутри: воспаление, зуд, жжение, выделения сомнительного цвета и неприятного запаха – все это не нужно игнорировать и сразу обращаться к врачу (однако при единичном случае зуда или жжения впадать в панику тоже не стоит).
– Поговорим о мифах и фактах. Начнем с одного из самых распространенных вопросов – есть ли «золотой возраст» для беременности?
– Если говорить о клинических рекомендациях, то нормальный возраст для беременности – до 40 лет. В мировой литературе значится, что абсолютно нормально забеременеть в 45-50 лет. Для России это кажется менее вероятным, конечно. И все же, сейчас женщины рожают позднее, мир другой – и это логично: хочется заработать денег, реализовать себя. Думаю, если собрать все факторы – биологические и социальные – то оптимальный возраст для рождения детей –до 30 лет.
– Если всегда проверяться и следить за репродуктивной системой, ребенок обязательно родится здоровым?
– Здесь есть нюансы. Бывает такое, что женщина проходит прегравидарную подготовку (комплекс обследований для зачатия, вынашивания и рождения здорового ребенка – Прим. ред.), делает это вместе с партнером – и вроде все хорошо. Но потом, во время беременности, выскакивает такой маленький «черт» – генетика. И, даже если у всех все отлично со здоровьем, ребенок может родиться с патологией. Поэтому нельзя на 100% утверждать, что все будет прекрасно и замечательно. Конечно, узнать обо всем можно только с помощью генетического анализа, но это очень дорогостоящее исследование и в нашей стране большинство женщин и семейных пар позволить такое себе не могут, также такие анализы не включены в ОМС.
– Затронем тему нежелательной беременности. Назовите самый эффективный метод контрацепции?
– Самый эффективный – хирургическая стерилизация (операция, при которой создаются условия искусственной непроходимости маточных труб: сперматозоид не может достичь яйцеклетки и оплодотворить ее – Прим. ред.). Это, конечно, самый радикальный метод, но он поможет тем, кто вообще не хочет иметь детей.
Следует сказать и о наиболее доступных методах контрацепции – это презервативы и гормональная контрацепция. Во втором случае все работает так: женщины беременеют тогда, когда в связь с созревшей яйцеклеткой вступает сперматозоид. Созревание яйцеклетки – это овуляция, а подавить эту овуляцию помогут определенные гормоны, которые и назначает девушке врач. Для всех такая контрацепция – индивидуальна, ведь у каждой женщины свой уровень гормонов. Бездумный прием препаратов может привести к тому, что женщина просто собьет весь цикл, из-за чего у нее в будущем могут появиться проблемы с зачатием ребенка.
– Что вы скажете насчет «народного» метода контрацепции: после незащищенного полового акта некоторые женщины советуют пойти в туалет и тщательно промыть все водой, чтобы «вытекло»?
– Тут все зависит от дня цикла, но с большой долей вероятности это никогда не работает и работать не будет. Отмечу, что это еще самый безобидный вариант «народной контрацепции». Бывает и так, что женщины подмываются уксусом, спринцуются антисептиком. Делать этого ни в коем случае нельзя – это же микрофлора влагалища, слизистая оболочка, которую можно легко «обжечь».
– Еще один вариант – это экстренная контрацепция. Вредит ли она репродуктивной системе женщины и как часто ее можно принимать?
– Экстренная контрацепция – это большой удар для яичников. Лучше ее и вовсе не принимать, но, если уж и принимать, то не чаще двух раз в год – да и это очень нарушает нормальное функционирование системы. Поэтому лучше не доводить до экстренной контрацепции.
– Стоит также затронуть тему гигиены. Своими верными «помощниками» в этом плане женщины считают две вещи – ежедневные прокладки и гели для интимной гигиены. Насколько они безопасны и полезны для женщин?
– Начнем с ежедневных прокладок: они имеют место быть, если уметь ими пользоваться. В норме их нужно менять раз в три часа. Сможет ли женщина, которая сидит на работе с 9 до 18, это делать? Вряд ли. На прокладке за несколько часов скапливаются выделения и, если не менять ее, то все это будет влиять на микрофлору. Что насчет гелей – так тут все зависит от состава. Такой гель ни в коем случае не должен содержать спирт – из-за спирта флора вымывается. Гели должны содержать природные компоненты: например, ромашку или календулу.
Об опасности «скрытного» ВПЧ для женщин и его профилактике
– В ваши научные интересы входит решение проблемы диагностики рака шейки матки, который развился у женщин, больных ВПЧ. Что из себя представляет этот вирус?
– Это достаточно распространенный вирус – типов ВПЧ существует более двух сотен. Есть неонкогенные, низко- и высокоонкогенные типы ВПЧ, последние два, как ясно из названия, провоцируют рак. ВПЧ передается преимущественно половым путем, но также это может быть и бытовой путь заражения – это чаще неонкогенные типы, когда человеку передаются, например, бородавки.
Для женщин ВПЧ особо опасен: они могут заразиться им при половом контакте, но даже не подозревать об этом, ведь вирус себя никак не проявляет. У некоторых при заражении ВПЧ возникает цервицит (воспаление шейки матки – Прим. ред.), у других – цервикальные интраэпителиальные неоплазии (или дисплазия шейки матки – предраковое состояние шейки матки – Прим. ред.) – и везде один и тот же вирус. В конце концов ВПЧ может привести к раку шейки матки.
Стоит сказать, что ВПЧ в рак перерастает не у всех, но если это случается, то случается достаточно быстро. Бывает так, что вирус может «сидеть» и год, и два – и только потом активизироваться. Ведет ВПЧ себя так: он встраивается в клетку и начинает плодить такие же атипичные клетки – такие клетки выглядят не как нормальные, с ядром, цитоплазмой и прочим, а по-другому, будто с похмелья. Эти атипичные клетки размножаются и превращаются в рак.
– Получается, пока что сказать, в каком случае у женщины с ВПЧ разовьется рак, а в каком – нет – точно нельзя?
– Да, и мы с командой ученых из ТГМУ ищем ответ – почему так и от чего это зависит? Конечно, все женщины фенотипически (исходя из индивидуального развития – Прим. ред.) разные, соответственно и вирус может вести себя по-разному. И нам нужно понять, почему в одних случаях происходит так, а в других – иначе. Даже если мы сейчас делаем не так много, в конце концов, после проведения большого количества исследований, люди найдут ответ.
– Как именно проходило ваше исследование?
– Изначально мы не делили вирусы на высокоонкогенные и низкоонкогенные: мы брали сам факт наличия у женщины ВПЧ и смотрели, как он действует на ее иммунную систему, как влияет на систему интерферонов (белки, которые защищают организм от вирусов, дают «иммунный ответ» - Прим. ред.). Далее мы планируем развивать наше исследование: разбивать данные в зависимости от типа вируса, от стадии цикла.
– Есть ли у ВПЧ еще какие-то особенности, помимо того, что женщина может о нем даже не догадываться?
– Да. ВПЧ может появиться, а потом исчезнуть, даже если женщина не проходила лечение. Опять же вопрос – почему? Пока что это еще одна научная загадка.
– ВПЧ вообще лечится?
– Вирусные инфекции лечатся долго. В случае с ВПЧ это длительный и недешевый курс. Кто-то излечивается полностью, кому-то не помогает – и он просто забрасывает лечение, другие и вовсе, если заметили изменения в лучшую сторону, то тоже перестают лечиться, хотя все так же инфицированы. Но выздоровление возможно – и это нужно делать.
– Как предупредить заражение вирусом?
– Первое: половой акт должен быть защищенным. Так как вирус может передаваться и в быту, человек должен пользоваться только своими предметами гигиены – к примеру, подружки не должны давать друг другу купальники. Стоит также отметить, что иногда мамы и папы кладут обнаженного ребенка к себе в постель и малыш обтирается половыми органами о постельное белье – если родители инфицированы, даже таким путем ребенок может заразиться ВПЧ. И конечно, нужно регулярно, раз в год точно, посещать гинеколога
О науке, мужчинах-гинекологах и женском удовольствии от жизни
– Окончив интернатуру по акушерству и гинекологии, вы решили не идти в медицинскую практику, а сделали выбор в пользу науки. Почему?
Я вообще хотела поступать в театральный, но родители настояли на том, чтобы я получила «нормальную» профессию. Пока училась, и в «академ» собиралась, и вообще думала, что преподавание – это последние, чем я буду заниматься в жизни. Но я просто к этому пришла: после интернатуры поступила в аспирантуру по клинической иммунологии и аллергологии, а затем осталась в науке, потому что это невероятно интересно.
– Но в практической медицине поработать успели?
– Конечно, работала в Краевой больнице – до окончания интернатуры. Сначала медсестрой, затем врачом.
Источник фото: личный архив Татьяны Невежкиной
– Сейчас в вашей жизни наука повсеместно. Насколько разнопланова ваша научная деятельность?
– Как и любой ученый, я участвую в научных конференциях – международных, всероссийских, внутривузовских. Также наша кафедра акушерства и гинекологии ТГМУ под руководством заведующей кафедрой и кандидата медицинских наук Матюшкиной Людмилы Семеновны проводит различные научные мероприятия в вузе. Помимо прочего, я сама постоянно нахожусь в процессе обучения: прохожу повышение квалификации по акушерству и гинекологии, клинической иммунологии и аллергологии, педагогике.
Но знаете, чего бы я не добилась в науке, я никогда не скажу так, что я это сделала одна: я всегда работала в команде – с научным руководителем – заведующей кафедрой нормальной и патологической физиологии и доктором медицинских наук Маркеловой Еленой Владимировной, также мне посчастливилось поработать со специалистом аллергологом-иммунологом Кныш Сергеем Васильевичем, с проректором ТГМУ Елисеевой Екатериной Валерьевной. Поэтому я уверена: наука – это всегда про командную работу.
– Что касается преподавания, сложились ли у вас свои представления о том, как нужно доносить знания до студентов-медиков?
– Я люблю аналогии, да и вообще, рассказывать сложную терминологию простым языком – это важно в обучении. Еще изучать материал становится проще, когда на своем примере понимаешь, о чем речь. Так, например, своим студенткам я просто говорю: «Запоминайте, что с вами происходит во время менструации, и записывайте». Так ведь намного понятнее.
– Если говорить о профессии, как думаете, почему женщины часто боятся гинекологов?
– Гинеколог никогда не был врагом для девочки, он – друг. Психологически осмотр гинеколога, конечно, не такой уж приятный, но нужно понимать, что ты идешь для себя, подготовить себя к этому и расслабиться. Отдельная история с мужчинами-гинекологами: к ним тоже многие не ходят, потому что: «Ну он же мужчина». Это точно такие же специалисты, которые делают свою работу, у которых есть свои обязанности, а еще семьи, жены, дети и проблемы. Поверьте, ничего они там себе о вас не надумывают, когда проводят осмотр.
Источник фото: личный архив Татьяны Невежкиной
– То есть, все зависит от психологии и умения управлять эмоциями?
– Вообще, у женщин многое завязано на эмоциях. Когда женщины надумывают и стрессуют, возбуждается кора головного мозга, потом все идет вниз, по гормонам – из-за этого и происходят проблемы с репродуктивной системой. Нужно уметь расслабляться, нужно уметь любить свою голову. Чем больше плохих мыслей, тем больше проблем внутри, в организме. Нельзя себя изначально программировать на худшее – говорить себе: «Я знала, что так будет, что будет рак!». Нужно идти на обследование с установкой: «Я иду, чтобы подтвердить, что у меня все хорошо», а не думать, что обязательно найдется что-то плохое.
– Какие бы три основных совета вы дали всем женщинам, которые хотят уберечь свое здоровье во всех смыслах?
– Первое – и самое основное – выбор половых партнеров. И вообще правильное ведение половой жизни: с барьерной контрацепцией, медицинскими справками и уверенности в здоровье своего партнера. Второе – любить себя, следить за своим психологическим состоянием. Третье –вкусно есть и пить, и вообще – жить в удовольствие.
ЕКАТЕРИНА КОРСАКОВА