Одинаковые наушники и полная тишина: необычная экскурсия во Владивостоке

Настоящая иммерсивная прогулка с «Голосом Внутри»

13:33, 28 апреля 2021 Культура
thumb_435748_magazine_xxxl.jpeg
Фото: предоставлены Вероникой ВАСЮКЕВИЧ

При слове «экскурсия» мы представляем группу людей, следующую за экскурсоводом и повинующуюся его указаниям: «Посмотрите налево, посмотрите направо». На самом деле такой формат знакомства с культурой и архитектурой давно устарел. Вот уже три года во Владивостоке доступна не просто экскурсия по историческим местам, а настоящая иммерсивная прогулка с «Голосом Внутри», сообщает РИА VladNews со ссылкой на газету "Владивосток".

Экскурсия – спектакль, и ты его участник

Такое название проекта очень символично. Со стороны прогулка выглядит странно: люди в одинаковых наушниках идут куда-то в полной тишине. Но в это время в голове у каждого участника звучит записанный рассказ. Получается, что экскурсантов на мероприятии много, но вот видит, слышит и чувствует каждый что-то свое. 

– В описании своего проекта мы намеренно говорим, что это не классическая экскурсия, а аудиопрогулка с элементами уличного спектакля. У нас есть герои-актеры, есть сюжет и приключения, – рассказывает один из организаторов проекта Вероника Васюкевич. – Гости погружаются в ту или иную историю, становясь главными участниками разворачивающихся событий. Это отличная возможность получить больше впечатлений и лучше запомнить исторические данные, познакомиться с городом.

Сейчас вся туристическая жизнь края сконцентрирована в его столице, однако Приморье не заканчивается на Владивостоке. Многие на первый взгляд провинциальные города региона могут похвастаться интересной историей. Именно поэтому этой весной организаторы решили выпустить «Голос Внутри» в край.

Привезут иммерсивные прогулки в три приморских города: Артем, Уссурийск и Находку. Именно в них, по мнению организаторов, скрыт туристический потенциал, хотя приезжие, особенно молодежь, обходят их своим вниманием. Но просто раздать участникам наушники и провести по городу недостаточно. Прогулка – это в первую очередь хорошо написанная, интересная история, которую рассказывает увлеченный экскурсовод. А кто справится с этим лучше, чем неравнодушные и активные местные жители? 

Найти талантливых людей в каждом из трех городов команда проекта «Голос Внутри» решила с помощью «Конкурса сценариев иммерсивных экскурсий». Любой желающий в возрасте от 14 до 35 лет может написать свою историю и отправить ее на суд жюри. Сделать это не так просто. По словам Вероники Васюкевич, в сценарии должно присутствовать несколько составляющих: интересная идея, захватывающий сюжет с элементами вовлечения и герой-проводник, помогающий участникам погрузиться в историю. 

Для новичка соблюсти все эти требования не так-то просто. Познакомиться с техникой создания иммерсивной прогулки будущие экскурсоводы смогли на бесплатных мастер-классах, которые прошли в начале апреля. 

– Мы поставили перед собой задачу собрать самую активную и творческую молодежь. Привезли для них программу, в рамках которой научили создавать свои сценарии, показали, что такое иммерсивные прогулки, в чем их отличие от обычных экскурсий. Участники превзошли все наши ожидания. Нам удалось собрать такую концентрацию молодых и талантливых, что мы сами надолго зарядились и вдохновились, – улыбается Вероника.

Занятия для участников – а в каждом городе их было около 40 – проводили режиссер прогулок «Голос Внутри» Татьяна Сологуб, продюсер проекта Станислав Клиников и руководитель программы Анна Серга. В процессе мастер-классов спикеры рассказали не только об особенностях написания сценариев, но и о тенденциях современной туристической индустрии в Приморье, работе с группами людей. А чтобы подкрепить теорию практикой, провели адаптированные для каждого города ознакомительные иммерсивные прогулки. 
Получив новые знания, участники продолжили работу над сценариями. Свои идеи они обсуждают с куратором – Татьяной Сологуб, которая когда-то тоже стала автором прогулок благодаря конкурсу. 

Переместить экскурсанта во времени

Организаторы очень поддерживают креатив и оригинальность работ и считают, что воплотить в жизнь можно любую идею.

– Это может быть погружение в одну из эпох, путешествие во времени. С гостями могут разговаривать люди, которые жили сто лет назад, дома, улицы, реки – все, на что способно воображение. В иммерсивных прогулках нет экскурсовода, только проводник. А участники сами должны стать главными героями, – говорит Васюкевич.

О чем рассказать и что показать в родном населенном пункте, решают сами конкурсанты. Например, Дарья Розина из Артема хочет пригласить гостей и жителей города на романтическую прогулку.

– Раньше я уже пробовала себя в роли писателя, до сих пор веду блог на Яндекс.Дзен о Китае, но в роли сценариста еще не выступала. Такой конкурс – отличная возможность познакомиться с интересными людьми и заявить о себе, – считает она. – Наработки моего сценария родились спонтанно. Мне очень хочется написать про свидание, где центральным местом действия будет парк авиаторов. Я много раз проходила мимо него, видела, как возле самолета встречаются люди. 

Хочется привлечь не только туристов, но и жителей Артема, потому что на мастер-классе было много местных, которые говорили: «У нас в городе некуда пойти». А в процессе работы вспоминали, что у нас есть ГРЭС, школа, здание которой – исторический памятник, таблички на домах, где написаны имена известных людей. И замечательная история про человека, которого на самом деле зовут не Артем, но в честь которого назван город. Если местные будут заинтересованы, то и туристы потянутся.

А вот Татьяна Назарова, студентка Уссурийского колледжа, не является коренной жительницей города, приехала сюда учиться. Прогуливаясь по улицам, она увидела заброшенное здание цирка и так заинтересовалась его историей, что решила написать об этом сценарий. Теперь, если работа Татьяны победит в конкурсе, участники прогулки услышат рассказ о клоуне по имени Комедиант. 

Пишите историю. С захватывающим сюжетом

Новоиспеченные сценаристы получили обратную связь от куратора, чтобы довести свою работу до идеала. В мае во Владивостоке пройдет финал конкурса, в котором примут участие победители и призеры из каждого города. А после этого состоится самое важное событие – запись в студии новых иммерсивных прогулок для городов Приморья. Также организаторами будет разработана карта туристического потенциала с самыми важными достопримечательностями Артема, Находки и Уссурийска, которую передадут в Туристско-информационный центр Приморского края и разместят на страничке аккаунта «Голос Внутри» @golosvnutri.ru для общего пользования. 

– Мы надеемся, что прогулки «Голос Внутри» станут визитной карточкой не только Владивостока, но и всего края, а в команде появятся новые сценаристы. Потенциал у прогулок с погружением большой, а практика показывает, что гости возвращаются, – заверяет руководитель проекта. – Поверьте, если экскурсия обращена лично на участника, без суеты и отвлечений ведет с ним диалог и задает вопросы, невольно хочется почувствовать это еще раз. 

Справка «В»

Иммерсивность – погружение в определенные, искусственно созданные условия.

Марина ЗУБКО