Тихоокеанскому симфоническому оркестру исполнилось 85 лет

Этот концерт поклонники классической музыки ждали целых полгода

11:51, 3 ноября 2020 Культура
thumb_412734_magazine_xxxl.jpeg
Фото: Алексея ВОРОНИНА

Этот концерт поклонники классической музыки ждали целых полгода. Из-за пандемии юбилейное выступление Тихоокеанского симфонического оркестра в честь собственного 85-летия пришлось с весны перенести на осень. И попасть на него смогли не все желающие. Приморская филармония реализовала только половину билетов, дабы рассадить слушателей в зале в шахматном порядке и выполнить предписания Роспотребнадзора, сообщает РИА VladNews со ссылкой на газету "Владивосток".

А вот те, кому все-таки удалось попасть на выступление, были в восторге. Старейший творческий коллектив Владивостока в очередной раз удивил своих поклонников подобранным репертуаром и мастерством исполнения мировых шедевров. Со сцены филармонии прозвучали «Испанское каприччио» Николая Римского-Корсакова, «Итальянское каприччио» и финал симфонии № 4 Петра Чайковского, фантазия для кларнета Донато Ловрельо на темы из оперы «Травиата» Джузеппе Верди, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Не обошлось и без премьеры. Впервые в нашем городе прозвучали мелодии – данцон № 2 Артуро Маргуса и концертино для четырех тромбонов с оркестром Фердинанда Давида. Исполнение оказалось выше всяких похвал. Поэтому музыкантам несли цветы и долгими аплодисментами не отпускали со сцены.

Последние шесть лет художественным руководителем и главным дирижером оркестра является заслуженный артист РФ Анатолий Смирнов. Специально для читателей «В» маэстро поделился своими мыслями о судьбе творческого коллектива и планами на ближайшую перспективу.

– Вне всякого сомнения, Тихоокеанский симфонический оркестр является визитной карточкой Приморского края. Он репетировал и выступал с концертами даже в самые сложные периоды страны – в годы Великой Отечественной войны и во время развала советского государства. У коллектива заслуженное признание коллег и почитание поклонников. У него высокий профессиональный уровень и достойное уважения трудолюбие. 

Хотя скрывать не буду, когда шесть лет назад мы встретились, ситуация была сложной. Даже по количеству исполнителей он никак не тянул на звание симфонического. Ведь в нем было трудоустроено всего три десятка человек. Пришлось объявить конкурс на вакантные должности. Хорошо, что во Владивостоке есть полноценная система подготовки музыкантов – музыкальные школы, краевой колледж искусств, Дальневосточный государственный институт искусств. Наш коллектив вырос в два с лишним раза. Сейчас мы редко прибегаем к услугам совместителей. 

Наличие ранее отсутствовавших инструментов позволило обратить внимание на исполнение музыкальных полотен мирового уровня. Мы сыграли все симфонии Чайковского и Моцарта, многие известные произведения Бетховена и ряда других величайших композиторов. Эти шедевры сложны и требуют определенного вдохновения, поэтому коллектив получил бесценный опыт и показал свой реальный уровень мастерства. 

Долгое время у коллектива не было гастролей. Прорыв произошел в 2017 году в ходе поездки в Китай. Затем мы гастролировали по городам Японии и Республики Корея с замечательной программой. Концерты на разных площадках и в разных городах Приморья являются обыденным делом. Но главная наша сцена – это Приморская филармония. Во Владивостоке сложились целые поколения постоянных слушателей, некогда юные любители музыки уже приводят на концерты своих внуков.

Оркестр не боится экспериментировать с программой. Подтверждением служит исполнение хоровых произведений, за которые берутся только ведущие коллективы мира. Мы привлекаем на концерты солистов, дуэты, трио, ансамбли. Играем произведения для детей и взрослых, мюзиклы и оперетты. Конечно же, в репертуаре есть сложнейшие оперы: «Мадам Баттерфляй», «Призрак оперы», «Богема» «Травиата»… Мы проводим фестивали для одаренных детей, выискиваем таланты, которые выступают вместе с симфоническим оркестром на большой сцене, такое сотрудничество дает юным дарованиям путевку для профессионального творчества и роста. 

– Анатолий Павлович, в чем главная особенность вашего дружного коллектива?

– В сплоченности молодости и опыта. У нас есть люди, которые уже полвека играют в оркестре, а есть 18-летние музыканты. Отношения равные между всеми исполнителями, взаимопомощь стоит на первом месте. Средний возраст участников около 40 лет. Оркестр сохраняет традиции и не боится новаторства. Это значит, что впереди слушателей ожидают новые сюрпризы, прекрасная музыка будет и дальше звучать в исполнении Тихоокеанского симфонического оркестра.

Справка

Тихоокеанский симфонический оркестр был организован в 1935 году при Приморском областном радиокомитете. Благодаря этому во Владивостоке появились регулярные студийные музыкальные передачи, программы, в которых транслировалось живое симфоническое звучание.

Более полувека оркестр работал на Приморском радио, а в 1993 году обрел самостоятельность и получил новое имя – Тихоокеанский. При оркестре работал театр-студия «Классическая опера». В разные годы оркестром руководили известные в стране и за рубежом маэстро. За дирижерским пультом стояли выдающиеся музыканты: Арнольд Кац, Дмитрий Кабалевский, Максим Шостакович, Борис Демченко, Виктор Тиц, Мурад Аннамамедов, Чезаре Чиветта (США), Лю Кен Дзи (Китай), Чи Кван Юн и Пак Сан Хен (Республика Корея), Стив Элери (Великобритания), Пьер-Доминик Поннель (Германия), Эммануэль Ледюк Баром (Франция), Бреи Ямамото (Япония). В концертах солировали Мстислав Ростропович, Алексей Наседкин, Николай Петров, Дмитрий Коган, Михаил Лидский, Зураб Соткилава, Любовь Казарновская, Михаил Вайман, Владимир Зубицкий, Карен Шахгалдян, Эдуард Грач, Сергей Стадлер, Дмитрий Хворостовский.

За эти десятилетия накоплен огромный репертуар – от великих произведений русской и зарубежной классики до малоизвестных сочинений прошлого и новых работ современных авторов, в том числе дальневосточных композиторов. Даже в годы Великой Отечественной войны не останавливалась творческая деятельность. Популярностью пользовались концертные бригады в воинских частях и на кораблях ТОФ, на заводах и фабриках. Гастролями был охвачен весь Дальний Восток. Коллектив выполнял сложные творческие задачи, участвовал в международных фестивалях дома и за рубежом, представлял нашу страну в государственных мероприятиях самого высокого уровня, включая саммиты АТЭС и ВЭФ во Владивостоке.

Николай КУТЕНКИХ