Ежегодно в России более 5 000 человек нуждается в пересадке костного мозга. Такая ситуация сложилась в том числе из-за дефицита доноров. Для многих больных не удается найти совместимых доноров ни в России, ни даже за рубежом.
По состоянию на 21 июля 2020 в Национальном регистре доноров костного мозга имени Васи Перевощикова насчитывается 37 250 потенциальных доноров, из них только 13 человек подошли и уже сдали клетки для трансплантации.
Корреспондент РИА VladNews выяснил, как стать донором костного мозга в Приморье и развенчал миф об опасности процедуры, которая может спасти чью-то жизнь.
Оказывается, сдать кровь на типирование (исследование генов, отвечающих за тканевую совместимость) можно в любой день, без записи, в одной из лабораторий «Инвитро» (во Владивостоке их восемь, в каждом районе города) абсолютно бесплатно. Для этого нужно просто прийти и заполнить анкету. Вся процедура занимает 15 минут.
Добровольность, безвозмездность, анонимность – именно на этих трех принципах базируется донорство костного мозга во всем мире.
Дело в том, что перед трансплантацией донор и реципиент знают друг о друге только общую информацию: пол, возраст, страну проживания и приблизительный вес. В течение двух лет после трансплантации они могут при условии полной анонимности передавать друг другу письма через сотрудников национального регистра. Только через два года, если костный мозг прижился и реципиент выздоровел, они могут познакомиться при обоюдном желании.
После процедуры типирования в регистр заносят лишь код потенциального донора. Персональные данные хранят отдельно, и сопоставить две эти базы обычный человек не может. Даже лечащий врач пациента, которому нужна трансплантация костного мозга, ищет совпадения в регистре по анонимному коду.
При подборе донора изначально проверяют близких родственников, но при этом у отца и матери костный мозг брать нельзя, ведь фенотип родителей совпадает с фенотипом детей лишь наполовину. Для удачной трансплантации этого мало, все шансы, что пересаженный орган не приживётся. Подобрать человека с похожим фенотипом очень сложно, национальная база слишком мала, шанс всего 1 к 10 000. При отсутствии донора в национальной базе делают запрос в международный регистр, но здесь стоимость процесса поиска совпадений насчитывает несколько десятков тысяч долларов.
Но и это не гарантия стопроцентного успеха. В 20-40% поиск в зарубежных регистрах заканчивается неудачей, потому что в схожей этнической группе вероятность найти подходящего донора существенно выше.
В настоящее время российский национальный регистр пополняется при помощи неравнодушных граждан, одна процедура типирования стоит около семи тысяч рулей, деньги в основном жертвуют частные организации.
Существует миф, что при донорстве костного мозга у донора возьмут частицы «мозга», а это очень больно и опасно. На самом деле в процедуре взятия образца нет ничего страшного: костный мозг — это не головной и спинной мозг. В нем нет нервных клеток. То есть это по большому счету не мозг. Это мягкая масса ярко-красного цвета с большим количеством гемопоэтических стволовых клеток, которые нужны для пересадки. Донорам дают право выбора: клетки можно извлечь шприцем из тазовой кости или выделить их из венозной крови. Как правило, люди выбирают второй вариант – это не больнее и не опаснее, чем обычный забор крови для переливания.
Итак, перед процедурой сотрудник регистра связывается с будущим донором и уточняет его согласие. Дальше кровь донора проверяют на наличие инфекций и делается повторное типирование. Если все нормально, то он едет на трансплантацию. При взятии биоматериала через кровь из нее выделяют стволовые клетки и возвращают обратно. В процессе можно сидеть в кресле и смотреть телевизор, занимает это примерно четыре часа. Во время и после забора биоматериала за добровольцем внимательно наблюдают врачи, реабилитация обычно занимает день-два, а некоторым и вовсе не требуется. Собственный костный мозг восстанавливается за несколько дней.
Все расходы (лабораторные исследования, полное обследование донора перед донацией, билеты до клиники и обратно, проживание в гостинице и так далее) оплачиваются, как правило, за счет благотворительных фондов.