Границы закрыты, рейсы отменены, отпуска и бизнес-поездки сорваны. Пандемия коронавируса полностью отняла у людей свободу передвижения.
Еще совсем недавно было сложно представить, что туристическая индустрия со всеми ее инновациями, сервисами, позволяющими бронировать апартаменты, авто, билеты в другой стране в два клика, окажется в глубоком кризисе. Сегодня путешествия стали настолько обычным делом, что, лишившись их, начинаешь ценить еще больше и вспоминать, какие приключения были в жизни до COVID-19.
Октябрь 2019 года мне, корреспонденту РИА VladNews, посчастливилось провести буквально на самом краю Земли – в Новой Зеландии. Эту страну многие недооценивают, путают с Австралией и думают, что в НЗ много ядовитых существ, что в корне не так. Для таких скептиков скажу, что на родине птички Киви безумно красиво, комфортно и безопасно. Эта страна – пример того, как вдали от всех можно создать современный мир, который будет гармонично сосуществовать с окружающей природой.
Полет из Владивостока в Окленд можно совершить различными способами, но самый простой, с одной пересадкой, через Сеул. Из Кореи до конечного пункта лететь около 12 часов. До пандемии такой билет «туда и обратно» стоил 75 тысяч рублей при условии покупки за полгода.
Я уже упоминала, что в Новой Зеландии нет ни ядовитых пауков, ни змей, в отличие от соседней Австралии. Поэтому, чтобы не завезти в страну какую-либо «заразу», при въезде иностранцев ждет тотальная проверка.
Еще в полете нам раздали «arrival card», в которой было очень много вопросов, касающихся того, что вы везете с собой. Например: есть ли у вас в багаже палатка или оборудование для хайкинга, везете ли вы с собой мёд, рыбу или яйца. На все вопросы необходимо отвечать честно, иначе – штраф в 400 новозеландских долларов.
Из товаров в категории риска у меня были лишь лекарства и сушёный кальмар. Улыбчивый сотрудник таможни спросил, не везу ли я водку и икру, и попросил подробнее рассказать о ввозимых препаратах.
Объясню одну из основных причин такого жёсткого контроля. В Новой Зеландии уникальная экосистема. Издревле здесь хозяйничали птицы, хищников не было вовсе. Но вместе с европейцами, которые прибыли строить цивилизацию, на островах высадились не только сельскохозяйственные животные, но и собаки, кошки, крысы и бич страны – опоссумы, которые так расплодились, что государство создало специальную программу по ликвидации этих грызунов. Все эти новосёлы изрядно подпортили первозданный вид Новой Зеландии. Самый известный пример – местная птичка-эндемик Киви, которая находится на грани вымирания. Поэтому, чтобы сохранить новозеландскую флору и фауну, власти щепетильно относятся к тому, что и кто заезжает на их территорию. Отмечу, что Новая Зеландия пострадала от коронавируса меньше многих других стран.
Окленд – крупнейший город Новой Зеландии с населением в 1,6 миллиона человек [всего в стране проживает около 5 миллионов человек – прим. ред.], поэтому многие ошибочно полагают, что это столица, но это не так. Столица – Веллингтон. Первое, что бросилось в глаза – многонациональность. Неудивительно, что люди, познакомившись, сразу спрашивают, откуда ты.
Окленд портовый, уютный город, с большим количеством парков, площадок для детей, с набережными, музеями и привычными владивостокскому жителю сопками. На каждом углу можно встретить забавное дерево, цветущий куст или пальму. В Европе, прогуливаясь по улицам, мы рассматриваем архитектуру, здесь же всё внимание обращено к творениям природы.
Для Новой Зеландии Окленд – это действительно крупный мегаполис, где много людей, работы, мероприятий и возможностей. В городе частенько можно столкнуться с мировыми звездами. В последние дни путешествия в небольшом продуктовом магазинчике мы стояли в очереди с суперпопулярной певицей Lorde. Удивительно, но никого ажиотажа не было. Оказалось, что новозеландцы очень спокойно относятся к селебрити и редко «надоедают» звездам.
Погода в Зеландии именно такая, как описывают во многих путеводителях, а именно – непредсказуемая, по крайней мере в октябре, замечу, что в НЗ это весеннее время года. Солнечная погода в миг сменяется на ветреную (очень ветреную) и дождливую, причем капризы природы могут происходить каждые 10-20 минут. Испытано на себе. Поэтому многие местные ходят со специальными компактными зонтами, которым ни по чем сильный ветер.
ХОББИТОН (HOBBITON MOVIE SET)
Конечно, путешествие в Новую Зеландию не могло обойтись без посещения «Хоббитона» – деревни хоббитов, которая появлялась в трилогиях «Властелин колец» и «Хоббит». Тяжело описать эмоции в момент, когда ты находишься в том самом месте, где снимался легендарный фильм. Сама локация настолько красивая и сказочная, что первые минуты ты просто не веришь своим глазам.
Некоторые факты, которые запомнились в этой эйфории:
- раньше «Хоббитон» был обычной фермой, коих в стране сотни;
- вся природа в «Хоббитоне» настоящая за исключением одного дерева;
- над тем, чтобы всё выглядело идеально, и свёкла с морковкой росли, где нужно, трудится большая команда;
- всего на территории 44 хоббитских дома, у домов с большими дверьми снимали хоббитов, а с маленькими – Гендальфа;
В «Хоббитоне» очень много туристов, группы отправляются каждые 10 минут, но в ходе экскурсии этой наполненности не ощущается, есть много времени, чтобы сделать кучу фотографий и насладиться пейзажами Шира.
В домики заходить нельзя, но в конце экскурсии можно посидеть у камина в хоббитском трактире «Золотой дракон» и выпить эля либо имбирного лимонада.
ЮЖНЫЙ ОСТРОВ
ДАНИДИН (DUNEDIN)
Путешествие по Южному острову началось с приземления в аэропорту города Данидин. Там мы взяли напрокат автомобиль и поехали смотреть окрестности.
В Данидине располагается старейший в стране университет Отаго, и большая часть населения этого небольшого городка [130 тысяч человек – прим.ред.] – студенты. Так что вечеринки здесь проходят постоянно. Наверное, поэтому, когда мы приехали около 10 утра в субботу, на улицах не было почти никого, вся молодёжь отсыпалась после вечеринок.
На улицах нередко можно встретить впечатляющие арты. Например, яркое граффити с портретом Эда Ширана. Почему именно он?
В 2018 году британская суперзвезда приезжала с концертом в Новую Зеландию. Эд решил выступить не в «попсовом» Окленде и выбрал Данидин. Для такого небольшого городка это стало грандиозным событием. Не знаю, что послужило причиной, но Ширан дал целых три концерта! Больше 100 тысяч фанатов приехали из других регионов страны, а судя по информации местных СМИ, мероприятие привнесло в экономику города почти 38 миллионов новозеландских долларов. В общем, Данидин можно было легко переименовать в честь популярного певца.
В Данидине также есть познавательный музей «Otago Museum». Здесь можно полностью погрузиться в историю Новой Зеландии. Узнать, как жил коренной народ Новой Зеландии маори, их традиции, быт, увидеть, какие представители фауны населяют острова, а какие уже истреблены. Всё наглядно и нескучно. Вход, кстати, бесплатный.
После такой вводной исторической части начался наш 12-дневный роад-трип вверх к Окленду. На пути встречались тысячи овец с милыми ягнятами, космического цвета озера, заснеженные горы, необычные растения и пейзажи, от которых буквально кружилась голова.
КЭТЛИНС (THE CATLINS)
Все дороги в Новой Зеландии, даже в самой маленькой деревне, ровные и без изъянов, имеют ярко выраженную разметку, на которой часто есть зазубрины, чтобы водитель, заезжая за полосы, вздрогнул и проснулся. Порой дороги извилистые и сложные, так как проложены вокруг скал, но в большинстве случаев это равнины с небольшими холмами.
Путешествовать в Зеландии на автомобиле – удовольствие, потому что для этого есть вся инфраструктура. По пути можно встретить дома на колесах всех размеров, от двухместного «Jucy car», до многокомнатного «гиганта» с душем и туалетом. На каждом транспортном средстве, которое сдают туристам, около спидометра есть пометка «keep left» – держитесь левой стороны, так как в НЗ движение левостороннее. Это, конечно, вызывает немало проблем, иногда инциденты заканчиваются трагично. Поэтому нужно быть очень внимательным за рулем.
Из Данидина мы отправились к достопримечательности номер один – маяку «Nugget Point Lighthouse». Вся дорога проложена вдоль побережья, так близко к морю, что во время штормов и сильных дождей ее топит.
Маяк был построен в 1870 году и, как написано в Википедии, получил свое название благодаря небольшим скалистым островкам около побережья – «наггетсам» (англ. nugget – самородок), по форме напоминающим золотые самородки. Прямо как наггетсы из KFC :)
Также Кэтлинс славится своими водопадами, их здесь уйма. Вдоль трасс для путешественников есть специальные знаки, которые указывают на наличие водопада. Кстати, знаки, заранее предупреждающие водителя о каком-либо живописном месте, нам встречались по всей стране. Это очень удобно.
Лес в этом районе магический, весь покрытый мхом, влажный, с извилистыми деревьями и раскидистыми листьями большого «серебряного» папоротника – это второй после птички Киви символ страны. Кажется, что из-за угла вот-вот появится хоббит или орк.
МИЛФОРД-САУНД (MILFORD SOUND)
Чем ближе мы приближались к самому туристическому месту Новой Зеландии – бухте Милфорд, тем гористее становилась местность.
Путь к фьорду пролегал через городок Те-Анау, расположенный на берегу одноименного озера, которое считается вторым по размеру в НЗ. Как же было приятно после долгой дороги прогуляться по такому уютному, цветущему городу. В Те-Анау ты уже понимаешь, что дальше будет только круче. Так и было.
Фьорд Милфорд-Саунд – это место силы, к которому тяжелым трудом удалось прикоснуться человеку.
Трасса к природной достопримечательности сложная, но невероятно красивая. Туннель протяженностью в километр, который ведет к бухте, проходит через гигантскую скалу. Было жутковато туда заезжать. Дорогу построили в 1953 году, это заняло 24 года, колоссальный труд, особенно для того времени. На сегодняшний день альтернативной дороги нет, поэтому, когда зимой трассу засыпает снегом, добраться до фьорда и до людей, которые там работают, можно только по воздуху.
По бухте мы катались на катамаране, подплывая к отвесным скалам, с которых бьют водопады, как маленькие, так и большие. Удалось даже набрать этой свежайшей воды и попробовать.
А еще увидели местных обитателей, толстоклювых хохлатых пингвинов, как из мультика «Лови волну», морских котиков и беспощадных мошек. Их здесь целые рои, поэтому средство против москитов нужно взять обязательно.
Из Милорд-Саунд мы снова вернулись в Те-Анау, перекусили и отправились в город, который запал в мое сердце навсегда!
КВИНСТАУН (QWEENSTOWN)
Квинстаун – экстремальная столица Новой Зеландии. Здесь очень много туристов, и поэтому город славится разнообразием баров, кафе, ресторанов, отелей. Этот бизнес кормит большую часть населения. Это единственный город в стране, где разрешено пить в публичных местах днём. На самом деле, грех не выпить, когда находишься в таком сказочном месте.
В городе-курорте очень дорогое жилье, как для продажи, так и для аренды. Вообще, чтобы сэкономить, в Зеландии почти все живут в домах с «руммэйтами», правда, чаще с соседями не по комнате, а по дому. Но даже если у новозеландца есть свой дом, где больше двух спален, скорее всего остальные комнаты он будет сдавать. Наверное, поэтому все киви [так называют жителей НЗ – прим. ред.] такие общительные и легко сходятся с людьми.
Горы Квистауна – главная достопримечательность, именно их вы могли увидеть во многих сценах «Властелин колец». Для фанатов даже есть специальные туры по местам съемок фильма.
Среди туристов в городе популярен бургер от компании «Fergburger», за ним даже очереди выстраиваются. Сама я его не попробовала, но по рассказам ничего особенного. А вот выпечка в их же пекарне, особенно пончик с нежным белым кремом, и джелато – вкусняшки что надо.
Два дня в Квинстауне пролетели мигом, хотелось бы остаться здесь подольше. Кстати, тревел-блогеры с Дальнего Востока Ольга и Дмитрий Куликовы на время эпидемии коронавируса застряли в Новой Зеландии. Уже больше месяца они живут в чудесном Квинстауне.
Перед отъездом мы заехали в место, где много лет назад зародился экстремальный аттракцион банджи-джампинг, – мост Каварау (Kawarau Bridge). Здесь в 1988 году новозеландцы, основатели сети «AJ Hackett Bungy», открыли первый в мире аттракцион банджи, который успешно функционирует по сегодняшний день. По статистике, за все года не было зафиксировано ни одного смертельного исхода. Напомню, что парк «AJ Hackett Bungy» есть и в Сочи.
ДОРОГА В ПИКТОН (PICTON)
По пути из Квинстауна в Крайстчерч нам часто встречались аккуратные рощи виноградников. Вообще район Центрального Отаго считается идеальным для выращивания винограда, здесь все условия для создания вкуснейшего вина. Из-за большого количества виноделен здесь развит винный туризм. Хорошее вино в любом супермаркете Новой Зеландии можно купить по демократичной цене – 500-600 рублей за бутылку.
Также удалось своими глазами увидеть удивительное озеро со смешным названием Пукаки, которое, казалось, специально окрасили в голубой оттенок. Но такой яркий цвет оно имеет, потому что пополняется талыми водами ледников, как и его «сородич» озеро Текапо, которое находится не так далеко.
Проезжая между озерами, вдалеке мы заметили наивысшую точку Новой Зеландии – гору Кука (Mount Cook). В кинотрилогии Питера Джексона «Хоббит» Маунт-Кук сыграла роль Одинокой горы, в которой засел дракон Смауг.
Добравшись до Крайстчерча, мы, наконец, забрали свой кемпервен, или, как мы его называли, Скуби-Ду-мобиль, и направились дальше, к конечному пункту Южного острова – город Пиктон. Дорога пролегает вдоль океана, поэтому есть большая вероятность, что, свернув на один из каменистых пляжей, вы увидите морских котиков. Однако близко к ним лучше не подходить, потому что они не такие милые, как кажутся. В английском языке их называют sea lions (морские львы), более устрашающе звучит, как раз для них.
Из Пиктона вместе с транспортом мы сели большой паром и за внушительную сумму (по 100 долларов с каждого) перебрались на Северный остров в столицу Зеландии – Веллигтон. Портовый город, который чем-то напомнил Владивосток, думаю, из-за моря. В Веллигтоне случайно заглянули на местную ярмарку, купили разных hand-made штук и вкусный фермерский мёд из мануки, который, как оказалось, еще и суперполезный.
НЭПИЕР, РОТОРУА, МАУНТ МАУНГАНУИ (NAPIER, ROTORUA, MOUNT MAUNGANUI)
После гор Веллингтона нас ждала непростая дорога по равнинам, так как движение усложнял порывистый ветер, который буквально сносил кемпервен.
Мы проезжали много небольших колоритных деревенек, но больше всего запомнился солнечный Нэпиер. Этот город известен как столица стиля арт-деко. Здесь все пропитано духом 30-х, 40-х годов. По улицам разъезжают раритетные авто, а в магазинах встречаются женщины в забавных шляпках. Кстати, шляпки здесь продаются на каждом углу. До невозможности атмосферное место, еще и на берегу океана. В этой местности тоже много виноградников.
К вечеру мы доехали до города Роторуа, который буквально пропитан серой, от чего почти везде можно почувствовать запах вареных яиц.
Город располагается в зоне геотермальной активности, поэтому здесь везде что-то булькает и шипит. Туристов здесь очень много, поэтому бронировать экскурсии и спа нужно заранее. Мы были в этом «Hell's Gate - WaiOra Spa», вывеска гласила, что это спа было основано в 1867 году.
Маунт Маунгануи – курорт, где летом отдыхают по большей части сами новозеландцы. Фотографии с видом на город можно часто встретить среди красивых картинок на просторах Инстаграма. Этим живописным местом завершилось моё знакомство с Новой Зеландией.
После Маунт Маунгануи мы должны были добраться до Окленда, но в центре города произошел сильный пожар, поэтому было принято решение переночевать в пригороде.
Вот такое приключение длиною в месяц случилось в моей жизни. Незабываемое и, наверное, неповторимое! В Новой Зеландии создали идеальный мир, где человек гармонично вписался в природу и всеми силами старается ее беречь.