Александр Лунгин: Чувствую себя заигравшимся писателем

Сценарист, продюсер, режиссер – в интервью РИА VladNews

14:07, 24 сентября 2019 Интервью
ukfdyfz.jpg
Фото: Сергей Тарасов

Александр Лунгин – режиссер, сценарист, продюсер, сын великого режиссёра Павла Лунгина. Его первый снятый в качестве единственного режиссера полнометражный фильм «Большая поэзия», ранее завоевавший две награды Кинотавра-2019, получил на 17-м Международном кинофестивале стран АТР «Pacific Meridian» приз за лучшую режиссуру и приз жюри NETPAC. Буквально за несколько часов до церемонии закрытия кинофестиваля во Владивостоке, где было объявлено о победе, он дал интервью РИА VladNews.

- Александр, знаю, что у вас супруга из Владивостока, так что вы здесь уже завсегдатай?

- Да, я во Владивостоке часто бываю. Это потрясающий город! А первый раз я здесь был еще в 1989 году.

- Вы хотели бы снять что-то во Владивостоке или в Приморье? Здесь такая натура!

- Много кто хотел бы у вас снять, но я игрок на артхаусном рынке. За те деньги, за которые мы снимаем, можно снять только у себя во дворе. И то уже дорого (смеётся). Если у вас киностудия откроется, то, может быть, это что-то изменит…

- Это на самом деле давняя мечта всех наших кинодеятелей и Ефима Семёновича Звеняцкого, генерального директора фестиваля…

- Ну вот, а пока это нереально…

- Значит, только из-за финансовых соображений?

- Конечно, из-за денег.

- Успели что-то на фестивале посмотреть?

- Нет, я ничего не успел посмотреть. Я тут с семьёй, и мне нужно их развлекать (смеётся). Поэтому я успевал только представлять свой фильм, у меня было много показов...

- Ваш фильм заявлен в конкурсной программе, вы надеетесь на победу?

- Не загадываю. Да, кино - это результативный вид спорта, но как-то надо ограничивать свою тягу к призам. Поэтому я спокойно к этому отношусь.

- То есть вообще спокойно к победам на всех фестивалях?

- Ну, это вещь полезная, они помогают в карьере и капитализации фильма в мире, в котором кино не окупается.

- «Большая поэзия» - фильм зрительский? Он же будет в большом прокате?

- Да, фильм выйдет в этом году 28 ноября. По общей задаче это фестивальное кино, а что с ним будет дальше - я не знаю. Прокатчики лучше меня в этом разбираются.

Доказано, что Каннская пальмовая ветвь не влияет на прокат фильма в этой стране… В стране, где никому не известный корейский фильм «Паразиты» смог собрать 50 миллионов. Я не знаю, как они (прокатчики – прим.ред.) это делают. Это авторитарные ребята, они говорят: «Вы нас слушайте». И я слушаю.

- Может просто у зрителя проснулся интерес к авторскому кино?

- Может быть. И людей становится больше в кино, и что-то происходит, меняется в них…

- Вот вы всегда были сценаристом, и вдруг решили сменить профессию. Почему?

- Все, кто в кино работает, так или иначе хотят попробовать. Смотрели фильм «Пули над Бродвеем» Вуди Аллена? Там есть фраза: "больше они не будут портить мои диалоги" (смеётся). Иногда хочется, и вот мне представился шанс.

- Сценарий под конкретных актёров писали?

- Это был старый сценарий, который мы писали в соавторстве с Сергеем Осипьяном уже лет десять назад. И вот, когда я решил подать заявку на поддержку Министерства культуры (ни на что особо не рассчитывая), нужно было переписать сценарий, я встретил Кузнецова, а Лёша Филимонов появился потом (Александр Кузнецов и Алексей Филимонов – исполнители главных ролей в фильме – прим. ред.).

- А почему вы изначально написали эту историю? Сценарий основан на реальных событиях?

- Нет. Реального сюжета нет. Инкассаторские машины часто грабят. Но никакого газетного случая не положено в его основу.

- Будете дальше продолжать снимать?

- Наверное, мы сейчас ещё что-то попробуем. У меня был план последней части мужской трилогии (куда вошёл сценарий "Белые солдаты", по которому Павел Лунгин снял «Братство») - про бойцов ММА. Я в принципе собирался снять этот фильм.

- Вот, кстати, про "Братство". Павел Семёнович рассказывал, что за этот фильм на вас ополчились ветераны Афгана. Почему?

- Просто была некоторая тактическая ошибка прокатчика, на мой взгляд. Премьеру фильма поставили на 9 мая и тем самым привлекли к нему слишком много внимания.

Всем хочется, чтобы их возвеличивали, особенно на старости лет. Ветераны Афганистана чувствуют себя так, как будто они на белом коне принимают парад, фашистские орлы валяются у стен Красной площади, колонны пленных идут по Крымскому мосту, желательно в форме НАТО. Понимаете? Поэтому это объяснимо, и надо с пониманием к ним относиться. А, в общем, это какая-то игра, которую ведут те или иные люди со своими целями, не связанными с фильмом. Думаю, что любой дорогостоящий проект будет привлекать такое внимание. Кого-то обязательно заденешь.

- Почему вы вообще решили об этом написать?

- Это был заказной сценарий. Ни Павлу, ни мне не пришло бы самому в голову про афганскую войну писать. Я был ещё в школе, когда она закончилась. Война моего поколения - это скорее Первая чеченская (1994—1996 годы – прим. ред.). Но я съездил в Афганистан, поэтому имею право говорить об этом.

- Вы пред тем как писать сценарий туда ездили?

- Да, и война там ещё продолжается, поэтому какое-то право на свой взгляд у меня есть.

- Как вам с отцом вообще работается?

- Нормально, тем более что автор сценария не участвует в съёмках фильма.

- Нет ощущения, что вы в тени славы Павла Лунгина?

- Конечно, есть.

- Вам захотелось быть самостоятельным?

- Мне уже много лет (смеётся), моё время быть учеником прошло. Мне волей-неволей нужно быть самостоятельным.

- Есть мечта что-то снять эдакое?

- Да нет, я не знаю, сколько это ещё продлится. Я скорее чувствую себя заигравшимся писателем, а не режиссёром. Но сейчас ещё попробуем, коль это приносит призы!

Мария Стеблянко

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!