Владелица собственной фермы Юлия Филимонова уже десять лет занимается сельским хозяйством. В интервью с корреспондентом РИА VladNews Юлия рассказала о том, как развивала своё хозяйство, какие трудности возникли в связи с необычной для Приморья зимой, какого ждать урожая, и что нужно сельскому хозяйству для его развития.
- Юлия, расскажите, как долго вы занимаетесь земельным хозяйством.
- Около десяти лет. Серьёзно стала заниматься лет восемь назад, когда поняла, что я хорошо знаю семена, политику земельного хозяйства, знаю, что надо, и что хорошо берут. Я стала искать семена, тратить на них бешеные деньги. И в итоге я добилась того, чего мне хотелось. Один мой коллега работал на объём, а я – на качество и вкус.
- Как вы пришли к идее основать своё хозяйство?
- Раньше у меня была только маленькая теплица три метра на 20 в Уссурийске возле дома. Потом я поняла, что мне этого совсем мало. Я стала присматриваться к людям, кто что умеет, и начала создавать команду. Нашла поле, и мы начали работать.
- Вы работаете в поле сами, или нанимаете работников?
- Мы и сами работаем в поле, и людей нанимаем. Особенно они нужны, когда идёт большая уборка урожая. Наёмным работникам платим от одной тысячи рублей до полутора. Но, к сожалению, с рабочей силой большие проблемы, многие любят выпить.
- Какими-то современными разработками для обработки земли и полива пользуетесь?
- Мне нравятся нововведения, например, торфяные таблетки. В них можно садить рассаду, сам стаканчик потом в земле превращается в перегной. Это дорого, когда садишь много всего, но это удобно и для растений, и для нас.
Ещё есть укрывной материал «Агротекст». Это не совсем новинка, но мне нравится. Он защищает от чрезмерного засыхания земли, от сорняков, от всего.
Мы уже давно используем на огурцах капельный полив. Он работает хорошо, но с этим есть небольшие проблемы. В поле электроэнергия поступает только от дизельного генератора, так как мы не можем провести свет. Мы считали, на это потребуется около четырёх миллионов рублей. Зимой мы пробовали выращивать помидоры, но нам опять-таки не хватает искусственного света, а углём отапливать теплицы очень дорого.
- Зима была бесснежной и необычно тёплой для наших краёв. Это не помешало росту растений? С какими проблемами вы столкнулись в связи с такой погодой?
- На теплицы это совершенно не повлияло. А вот на поле повлияло, там теперь очень сухая земля, её тяжело распахивать. Пока перепахали одно поле, поменяли три фрезы. Нас спасло то, что потом пошёл дождь, он смочил землю, и нам стало легче.
Так, конечно, бесснежная зима – это тяжело, сухость мешает вспахиванию полей. Эта же сухость не даёт возможность прорастить семена. И как я уже говорила, нас спас дождь.
- Какие прогнозы на осень?
- Урожай будет неплохой, если только Приморье вновь не уйдёт под воду. Здесь всё зависит от погоды, а какая она будет, никто не знает. В этом году ожидают подтопления ещё больше, чем в том году, а значит, больше половины урожая может опять уйти под воду.
Сейчас начинают завязываться помидоры, но холодно, нет солнца, из-за этого они плохо спеют. Яблоки и картофель могут быть неплохими.
Что касается зерновых, то я знаю только то, что Хорольский район активно засаживают гречихой и соей. Там земли купил корейский холдинг, Хёнде, и вплотную занимается этим. Там не 100 гектар и не 200, там гектары исчисляются тысячами.
Иностранные инвестиции поднимают нас, вкладываются в нашу землю, строят элеваторы, маленькие заводы по переработке сои на масло, на жмых. Очень много сои уходит в Китай. В Корею уходит много нашей кукурузы, потому что она без ГМО.
- Что нужно для развития сельского хозяйства в России?
- Как всегда: деньги и инвестиции. Например, я хочу зимнюю теплицу с тепловым и световым оборудованием, недалеко от города, но всё в итоге упирается в деньги. Было бы здорово выращивать помидоры и огурцы, как Суражевский комбинат. Мне не надо много земли, но для теплицы на гектара три нужно около 20 миллионов рублей. Для меня это, увы, неподъёмные деньги. Так что всё, к сожалению, упирается в деньги.
Торговля с зарубежными странами тоже могла бы помочь развитию нашего хозяйства. Вот японцы любят нашу продукцию, но у них строгие стандарты, тяжёлые для нас. К примеру, они хотят собирать нашу тыкву, но она должна быть 50 сантиметров длиной, десять – шириной. Не больше, не меньше. Но так, как они нуждаются в нашей продукции, то они гонятся за ней. Это радует.