Биометрия позволит брать кредиты в мобильных приложениях

Банк России перешел к удаленной биометрической идентификации

16:44, 19 июня 2019 Общество
finger-2081169_960_720.jpg
Фото: pixabay.com

Десятки тысяч россиян уже прошли процедуру биометрической идентификации в коммерческих банках, на очереди удаленная процедура идентификации, которая вскоре будет доступна в интерфейсах банковских систем, а также на платформах IOS и Android, сообщает РИА VladNews.

Как заметили на пресс-конференции во Владивостоке в Дальневосточном ГУ-Банка России представители мегарегулятора и Ростелекома, российским пилотным проектом заинтересовались даже зарубежные партнеры. Он является наиболее простым для использования гражданами, одновременно имея серьезную степень защиты от взломов и других посягательств.

Система сбора биометрических данных в России была инициирована в середине 2018 года, и сегодня она активно развивается. Удаленная идентификация - это следующий шаг после первичной идентификации, которая проводится непосредственно в офисах банков. Сегодня данные граждан для первичной идентификации собирают во всех регионах Дальнего Востока в 234 отделениях 33 банков. Большая их часть сосредоточена в Приморском (58 банковских офисов) и Хабаровском краях (49), Якутии (40), на Сахалине (20) и так далее.

В банках в присутствии клиента регистрирует его в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также снимают необходимые биометрические данные – образец голоса и изображение лица (делают фото и просят повторить прямую и обратную последовательность цифр от 1 до 10, а также случайный набор цифр первого десятка). Процедура прохождения первичной идентификации для гражданина бесплатна и может быть проведена только с его согласия. Специалисты рекомендуют проходить повторную биометрическую идентификацию каждые три года.

"В качестве каналов удаленной идентификации мы выбрали три наиболее популярных. Во-первых, интернет-браузеры, которыми мы все пользуемся, заходя в интернет с нетбука или персонального компьютера, во-вторых, две наиболее популярных мобильных платформы - IOS и Android. Первая из них проходит тестирование в банках, вторая уже сегодня готова к работе", - отметил и. о. директора департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин.

Схематично это действует так - гражданин выбирает услугу банка, либо на его сайте, либо в его мобильном приложении. Если он хочет открыть счет или получить кредит, выбирает соответствующую опцию, затем происходит переадресация на страницу биометрической идентификации, где он вводит логин и пароль портала Госуслуг. Далее система попросит записать небольшое видео, чтобы оценить степень соответствия фотографии с теми данными, что уже записаны в ходе первичной идентификации, произнести определенный набор цифр. В данном случае учитывается и другая информация - паспорт, СНИЛС. Важно отметить, что в системе не передаются биометрические персональные данные (это принципиальное условие), а подтверждается только степень соответствия с биометрическими параметрами.

Как удалось выяснить корреспонденту VladNews, Почта Банк один из немногих уже апробирует работу таких приложений. Другие банки постепенно подключаются к системе удаленной идентификации. Интересно, что некоторые банки в Приморье собирают биометрические данные клиентов, не занося их в общий регистр, а формируют собственную базу, особенно грешат таким подходом федеральные банки. Это становится понятно после того, как они в ходе процедуры не просят произнести цифры в случайном порядке, а система Госуслуги не присылает подтверждение о занесении этих данных в свою систему.

Региональные банки Приморья напротив более дисциплинированы, и после прохождения биометрической процедуры там, подтверждение приходит моментально. В дальнейшем на портале Госуслуги на персональной странице пользователя появляется значок "фиолетовый человечек", это указание - данные сохранены. Впрочем, по желанию, их можно удалить, что подчеркивает добровольный характер биометрической идентификации.

К слову, Приморье занимает 24 место из 89 субъектов федерации, по числу учетных записей жителей на Госуслугах, в нашем крае такой показатель равен 65,2%.

В 2018 году порталом Госуслуги воспользовался 81 млн россиян, на 21 млн человек больше, чем в 2017 году. В среднем портал www.gosuslugi.ru в прошлом году посещали ежедневно порядка 1,6 млн клиентов. За эксплуатацию и развитие инфраструктуры электронного правительства и портала отвечает также Ростелеком в рамках государственной программы «Информационное общество».