В апреле 2019 года в Париже загорелся знаменитый собор Нотр-Дам де Пари. К этому событию многие дни было приковано внимание всего мира: интернет был переполнен тревожными новостями, фотографиями и видео о пожаре, который мог разрушить один из самых важных символов мировой культуры.
За три года до этого, в мае 2016-го, в огне оказалось одно из самых красивых зданий Владивостока, но это событие не стало поводом для тревоги, беспокойства или гнева ни для мирового информационного пространства, ни даже для жителей города, в котором это произошло.
Это дом стоит на углу улиц Алеутская, 22 и Адмирала Фокина, 12, его сложно миновать, отправляясь на прогулку по владивостокскому «Арбату». Обугленная крыша, потрескавшаяся желтая штукатурка, обнажившиеся кирпичи пугают и многочисленных азиатских туристов и жителей столицы Дальнего Востока, которые знают это здание под именем «бывший Дом Культуры имени Дзержинского». Оно было построено 111 лет назад для театра-кабаре «Модерн» Александра Купера – сына одного из первых предпринимателей Владивостока Карла Купера. И, учитывая юный возраст нашего города, этот дом для столицы Дальнего Востока аналогичен средневековому Нотр-Даму для Парижа. В конце 19-го века на этом месте был деревянный дом, в котором состоялся самый первый спектакль в истории города. Им стал шекспировский «Гамлет», сыгранный актерами-любителями.
В начале 20-го века деревянный дом был снесен, и в 1908 году архитектор Владимир Гольденштедт возвел нынешнее здание в стиле ориентального модерна или пайлоу, образцы которого в России можно пересчитать по пальцам. Былая красота уникальной архитектуры до сих пор видна на фасаде многострадального дома: плавные контуры волнообразного фронтона, устремленный в небо шпиль, пилястры, сделанные в виде женских голов, карнизы над окнами, очертаниями напоминающие крыши пагод. Фасады клуба украшали лепные фигуры и орнаменты, которые были утрачены в советский период. В театр-кабаре «Модерн» приходили офицеры, чиновники, интеллигенты, поэты-футуристы. Городская легенда утверждает, что на одной из внутренних стен здания Давид Бурлюк нарисовал картину, которая была закрашена в советское время при очередном ремонте.
Во время интервенции в этом доме разместилось кабаре «Аквариум», в котором прошел самый первый во Владивостоке конкурс красоты. В 1924 году театр был национализирован и стал Домом революционной обороны – центром массовой военно-патриотической работы среди населения. С 1925 здесь заработал клуб милиции, позже получивший имя Ф. Э. Дзержинского. Он стал центром культурно-просветительной работы среди сотрудников милиции Владивостока. В 1990-е здесь располагались творческие студии, кружки, часть помещений сдавалась в аренду фирмам.
В 2016 году произошел пожар, последствия которого до сих пор никто не устранил, а, возможно, и не собирается устранять, хотя сгоревшую крышу бывшего театра-кабаре хорошо видно из окон здания администрации Приморского края.
Почему этот дом с богатой и важной для Владивостока историей, признанный объектом культурного наследия, стремительно разрушается и гниет на глазах горожан? Есть несколько причин.
Прежде всего, согласно документам, у здания несколько собственников: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю. После пожара приморские полицейские обращались в МВД России с просьбой о выделении денег на реконструкцию здания, но получили ответ, что здание может быть включено в перечень строек МВД только с 2020 года. Инспекция по охране памятников культурного наследия Приморского края уже несколько раз привлекала к административной ответственности Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае. Несколько раз суд выносил постановление о штрафе в размере от 50 000 до 100 000 рублей. Но здание по-прежнему гниет, разрушается и приближается к точке невозврата.
Однако дело не только в чиновниках, которым безразлична судьба какого-то умирающего дома. Архитектура и состояние городской среды – это только лишь отражение отношения людей, живущих в этом пространстве, к себе. Наш город будет разрушаться и умирать до тех пор, пока мы, жители Владивостока, не поймем свою силу, не станем уважать себя и не начнем требовать от городских властей то, что они обязаны делать.
Несколько лет назад городские активисты смогли отбить у застройщиков часть усадьбы Элеоноры Прей и даже добиться сноса здания, незаконно построенного в исторической части города. Но на этом наша общая борьба за город не должна закончиться, иначе однажды мы лишимся своей истории, памяти и будущего.
Текст: Максим Жук
Фото: Александр Хитров