Руководитель долговой инспекции: Наша задача - изменить менталитет бизнеса

С долгами приморских компаний и предпринимателей будет работать специализированный орган

15:26, 7 мая 2019 Интервью
Лапшина.jpg

Во Владивостоке создана специализированная налоговая инспекция, целью которой является принудительное взыскание задолженности с бизнеса. В рамках пилотного проекта в России организовано всего девять таких инспекций, одна из них - на Дальнем Востоке. Каким образом новый налоговый орган будут работать с бизнесменами-должниками, рассказала в интервью РИА VladNews руководитель МИФНС России № 13 по Приморскому краю Светлана Лапшина.

- В период цифровизации практически всех сфер жизни централизация функций ФНС по проблемным долгам вполне отвечает трендам времени. Ваша инспекция также будет строить свою работу на взаимодействии с информационными технологиями?

- Действительно, сегодня, рассматривая деятельность предприятия, мы анализируем все риски, видим, как настроены его взаимоотношения с контрагентами, видим, будет ли эта задолженность проблемная, либо предприятие или предприниматель сможет вовремя погасить предъявленные налоговые обязательства.

Главная задача так называемого долгового центра, которым сегодня выступает наша инспекция – эффективное и качественное управление долгом. Недопущение образования задолженности и работа по взысканию уже образовавшейся задолженности. Большое значение в нашей работе имеет проектный подход для взыскания долга при его формировании в процессе и по результатам контрольной работы, а именно выявление источника взыскания - ликвидного имущества, которое покроет долг по налогам.

- Допустим, я - юридическое лицо, и, разумеется, взаимодействую с целым рядом контрагентов. Через месяц наступает срок уплаты налога (например, НДС) и вы видите, что контрагенты  задерживают оплату за мои товары или услуги, и моя компания логично попадают в долговую ситуацию. Как быть?

- Да, вы правильно понимаете. Эти контрагенты являются вашими дебиторами, а значит, мы начинаем работать и с ними. Первоначально мы обращаемся к вам как к компании или предпринимателю, уведомляем о наличии задолженности и предлагаем срочно оплатить.

Если компания проигнорировала или не смогла оплатить долг по налогам, дследует приостановка банковского счёта (на сумму долга) и взыскание с него средств в безакцептном порядке через инкассо в банк. Согласитесь, это болезненный момент для любого бизнеса. Если на счетах отсутствуют средства, идет взыскание на имущество. Такое требование мы передаем судебным приставам, которые направляются по адресу налогоплательщика, арестовывают имущество и выставляют его на торги.

Если же у бизнесмена сформировалась дебиторская задолженность за счет контрагентов, которые действительно должны и не заплатили, тогда ФНС переносит долг вашей компании или ИП на дебиторов, и соответственно взыскание будет обращено в сторону таких недобропорядочных контрагентов. Разумеется, подобные взаимоотношения должны быть очевидны и доказаны через акты сверок, первичные документы и так далее.

- Как долго будет идти такой процесс по истребованию долга?

- Наша задача - работать как можно оперативнее. Сейчас с момента направления требования об уплате задолженности, приостановки счета, до передачи  на взыскание задолженности приставам проходит не больше месяца.

- Ранее все эти функции по выявлению и взысканию налоговой задолженности были прерогативой контрольно-ревизионных отделов, а также отделов проблемной задолженности ИФНС и Управлений. Почему же появилась необходимость в централизации функций и появлении отдельной инспекции?

- На самом деле, централизация функций проходит с 2016 года поэтапно. Сначала произошла координация работы с приставами на общероссийском уровне. Затем была отработана безакцептная приостановка счетов должников. Первые пилотные проекты показали свою эффективность в Томске, Челябинске. Сегодня ведущее место в нашей деятельности по взысканию долга по налогам занимает проектный подход.

Сущность этого пилотного проекта в том, что в нём принимает участие девять регионов, в их числе и Приморье. Наша МИФНС России № 13 вошла в «пилот» на полное принудительное взыскание налоговой задолженности - единственная на Дальнем Востоке. Надо сказать, две инспекции в стране взяли на себя дополнительную ответственность о взыскании долгов по налогам и с физических лиц. Наша инспекция будет взыскивать только с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

- Вы говорили, что сначала - арест счетов, а затем второй этап – арест имущества через приставов. В данном случае очевидно взаимодействие с банками?

- Верно. Как раз за счет широкой информатизационной сети мы имеем возможность получать оперативно сведения о движении денежных средств налогоплательщиков для дальнейшего проведения анализа финансовой деятельности. У нас есть ресурсы, позволяющие анализировать всю информацию буквально по каждому налогоплательщику.

Кроме того, у налоговой службы есть право после получения судебного решения направлять в банк требование о взыскании налоговой задолженности в безакцептном порядке напрямую по статье 76 Налогового Кодекса. Следующий шаг – обеспечение долга имуществом через залог по санкции прокурора. Сегодня это не крайняя, а распространенная мера.

- Таким образом будет формироваться ответственность у всех участников бизнес-процессов – аффилированных лиц, взаимозависимых?

- Именно так. Задача налоговой службы достичь волнового эффекта взыскания задолженности с дебиторов. Поскольку сегодня существует верификация дебиторской задолженности, мы переводим долг на центр прибыли, то есть дебиторов, бенифициаров, взаимозависимых лиц.

- Кто чаще всего «грешит» накапливаемой задолженностью перед бюджетом? Крупные предприятия или небольшие? И есть ли отраслевая специфика?

- Такие правонарушения допускают все субъекты бизнеса. Но чаще всего в такую ситуацию попадают те, кто выстраивает схемы ухода от налогообложения, выводит бизнес на других юридических лиц, выводит денежные средства через недобросовестную реорганизацию, ликвидацию.

- То есть новая инспекция в Приморье создана и для того, чтобы предупредить появление таких схем?

- Совершенно верно. Такие схемы как раз выявляются благодаря проектному урегулированию. Еще раз возвращаемся к вопросу – кто чаще всего создает задолженность? Те, кто участвует в «схемах». Плательщики, которые допускают случайные просрочки или ошибки, как правило, оплачивают долги в оперативном порядке.

- Насколько мне известно, определенные вопросы по взысканию останутся в юрисдикции районных налоговых инспекций?

- Для применения обеспечительной меры – ареста имущества - необходима санкция прокурора, выезд на место и составление протокола. Поскольку наш край протяженный, то в удаленных районах, которые находятся на расстоянии 500-700 км от Владивостока, такая процедура будет производиться на месте.

- А ранее разве не арестовывали имущество?

- Ранее подобную меру использовали в редких случаях. Сейчас арест имущества в качестве обеспечения долга используется службой в каждом случае. Тем самым мы предупреждаем случаи вывода денежных средств предприятия. Ранее не редки были примеры того, что владелец бизнеса скрывался, устранялся от ведения хозяйственной деятельности компании, применял механизм банкротства. Проектное урегулирование долга сделает нашу работу эффективнее.

Благодаря взаимодействию с налоговой службой налогоплательщик, оценив возникающие риски, может самостоятельно уточнить налоговые обязательства, используя цивилизованные способы урегулирования вопросов. Наша задача во многом заключается и в том, чтобы изменить менталитет наших предпринимателей, убедить, что налоги надо платить.