Владивостокская школа находится в глубоком кризисе

Родители учеников бьют тревогу и обращаются во все инстанции

14:16, 5 февраля 2019 Общество
WhatsApp Image 2019-02-05 at 17.23.36.jpeg
Фото: Оксана Пляскина

Родители учеников средней общеобразовательной  школы №16 имени Щетининой во Владивостоке обеспокоены образовательным процессом и внешним состоянием учреждения. Многих уроков нет, преподавателей не хватает, предметы ведут непрофильные учителя, новых кадров в школе не появляется, и, кроме этого, само здание не внушает доверия: фасад обсыпается, с крыши течёт вода во время осадков. Обеспокоенные родители обратились в редакцию РИА VladNews с просьбой разобраться в этой ситуации и привлечь внимание общественности к проблеме.

Школа №16 расположена в микрорайоне Седанка. Это единственная школа в радиусе пяти километров, до других образовательных учреждений нужно добираться на общественном транспорте. Микрорайон стремительно развивается, увеличивается население, и теперь школа не вмещает всех учеников, из-за этого многие классы вынуждены учиться во вторую смену.

«Наша школа находится в районе остановки транспорта Седанка, по адресу: ул. Пирогова, 7. Ближайшие школы от нее отдалены более чем на 5 км. Транспорт за городом достаточно скуден, из-за этого смена школы – дело проблематичное», - написали родители в обращении к на тот момент врио губернатора Приморья Олегу Кожемяко и уполномоченному при губернаторе края по правам ребёнка Анне Личковахе.

Однако это не является единственной причиной тревоги родителей. Жители Седанки отмечают, что их школа находится в глубоком кризисе, страдает и качество образования. В 2017 году, с приходом нового директора, учебный процесс практически остановился. Из школы ушли многие учителя, преподавательский состав не обновляется, уроков русского языка нет около трёх месяцев, подобная ситуация и с другими уроками, а некоторые предметы ведут непрофильные учителя.

По словам родителей учеников, директор не предпринимает никаких действий по поиску новых преподавателей. За период с сентября 2017 года по февраль 2019 на популярном сайте по поиску работы Farpost найдено всего шесть объявлений. На сайте школы есть раздел вакансий, там обозначено, что в школе требуются учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, истории и обществознания, географии.

Однако 17 января 2019 года на собрании попечительского совета школы, на котором присутствовали заместитель начальника Управления по работе с муниципальными учреждениями образования Людмила Чижова и главный специалист управления Юлия Радионенко, представитель учеников пятого класса заявила, что на сайте указана вакансия только учителя по русскому языку.

Кроме этого, в разделах информации о преподавателях нет указаний об учителях математики (алгебры и геометрии), физики, истории, обществознания, биологии, ОБЖ и других предметов, при том, что в расписании все предметы есть. Родители сообщили корреспонденту агентства, что занятий по литературе и географии нет, хотя информация о преподавателях присутствует. Преподавателя по русскому языку нашли недавно, и всю предыдущую неделю (по состоянию на 5 февраля) предмет детям преподавали. 

«Обещание, что будут проходить всё, что не прошли, не реализовано. Дали контрольную не соизмеримую со знаниями: полгода не вели русский язык, а контрольную работу дали повышенной сложности. Наши дети её делали с репетиторами, и они сказали, что это контрольная - не их уровень», - рассказала одна из обеспокоенных мам учеников.

«С началом этого учебного года положение ухудшилось, большинство предметов отсутствуют или ведутся не должным образом, из 6 уроков, по факту, проводится 2. Дети вынуждены находиться в школе просто так, не получая никаких знаний, проводится первый урок и последний, и так на протяжении продолжительного времени, в промежуток между ними дети предоставлены сами себе и занимаются чем хотят. Некоторые предметы ведут непрофильные учителя, соответственно, программа образования не выполняется в полном объёме, в результате ученики не усваивают учебный материал, не приобретают должные навыки и знания», - написано в обращении к и.о. директора департамента образования и науки Приморского края Надежде Кочуровой.

При этом те учителя, которые работают в школе, могут опаздывать на 15 минут или вовсе не приходить на занятия. Из-за такой ситуации родители вынуждены нанимать репетиров.

В ответе городского Управления по работе с муниципальными учреждениями образования обозначено, что ситуация в школе не критическая.

«В ходе проверки приказов по личному составу за 2017, 2018 годы установлено, что в 2017 году в  МБОУ «СОШ № 16» приняты на работу и уволились по 5 педагогов, в 2018 году уволились 6 учителей, приняты на работу 7 педагогов. Проверка личных дел сотрудников показала, что основной причиной увольнения педагогов является заявление по собственному желанию», - значится в официальном ответе, направленном на имя Надежды Кочуровой. Также трём непрофильным учителям разрешено преподавать школьникам физику, математику и уроки в начальных классах соответственно. А вот русский язык и литературу – нет.

Также, по словам родителей, в школьных журналах прописывается некорректная информация о проведении уроков: журнал заполняется, а по факту занятия не проводятся. Они отмечают, что в школе «мухлюют с расписанием и журналами», то есть по расписанию одно количество уроков, а в журнале стоит большее количество часов. За подписанные часы должна начисляться большая зарплата. (На фото обведены те предметы, по которым, как рассказывают родители, накручиваются неотработанные часы.)

Не ведутся электронный журнал и электронный дневник.

«И.о. директора МБОУ «СОШ № 16» Пашков А. Г. пояснил, что корректировка учебного расписания общеобразовательного учреждения осуществляется в связи с имеющимися в школе вакансиями педагогов, отсутствием на рабочем месте учителей по причине болезни либо нахождении их на обучении. Проверка классных журналов обучающихся показала, что действительно в 7-ых классах отсутствует преподавание русского языка, а в 8-ых классах русского языка и литературы по причине отсутствия учителя. В школе имеется вакансия учителя русского языка и литературы с нагрузкой 20 часов. На момент проверки по причине болезни отсутствуют 6 педагогов. Предоставленное фактическое ежедневное расписание уроков свидетельствует об отсутствии их замены другими педагогами в связи с высокой нагрузкой учителей», - написали в городском Управлении.

Также была проведена проверка по электронному журналу. Согласно официальному ответу, был проведён анализ работы в сфере «электронной школы». Так, в ноябре 2018 года информация об успеваемости учащихся, темах уроков и заданном домашнем задании была заполнена всего на 36,6%, когда обязательными являются 85-90%.

Но и на этом проблемы школы №16 не заканчиваются. Родители оплачивают охрану в школе и делают ремонт за свой счёт. Здание, в котором располагается школа, функционирует с 1963 года. За это время фасад начал обсыпаться, крыша – протекать. Новые окна поставлены за счёт средств родителей, а мебель в классах старая.

«В раздевалке гнилые полы, окна и батареи в плачевном состоянии, кроме тех, что поставили родители за счет сбора средств на ремонт. Классов не хватает. Причём есть помещение в торце школы, которое реально приспособить под полноценный класс, как это было раньше. Территория, прилегающая к школе, нуждается в благоустройстве», - писали обеспокоенные родители Олегу Кожемяко и Анне Личковахе.

Согласно тому же официальному ответу Управления, в период с 2015 по 2017 годы из бюджета Владивостока на ремонт школы было выделено почти три с половиной миллиона рублей. На эти деньги были отремонтированы системы: вентиляционная, холодного водоснабжения и водоотведения, внутреннего отопления, горячего водоснабжения, внутреннего и внешнего освещения, видеонаблюдения. Также были проведены другие работы. В 2018 году было выделено немногим больше полутора миллионов рублей.

На собрании 17 января во время обсуждения отсутствия уроков и преподавателей, речь зашла о поведении учеников. Представители Управления отметили, что раз дети себя плохо ведут, а молодые учителя не оказывают на них авторитетного влияния, то на уроках могут присутствовать родители, это их «право, обязанность».

Обеспокоенные родители бьют тревогу и обращаются во все инстанции: администрации города и края, управления образования, прокуратуру, к уполномоченному по правам ребёнка. Они хотят, чтобы представители власти и надзорные органы провели оценку профессиональных навыков действующего директора Елены Кашиной на предмет соответствия занимаемой должности, отрегулировали учебный процесс в школе, провели финансовую проверку и, наконец, отремонтировали здание школы и прилегающую к ней территорию.

В распоряжении РИА VladNews имеются все документы, ответы, аудио и скриншоты информации, упомянутой в тексте.

Напомним, это не единичный случай «проблемных школ». Так, директор школы №48 во Владивостоке предложила родителям вести уроки русского в школе. Также просьба открыть школу №55 дошла даже до президента России Владимира Путина. Кроме проблем со школами, существуют проблемы и с учителями: они живут в ужасных условиях и получают маленькую зарплату.