В Тверском районном суде Москвы 30 января в открытом судебном заседании продолжается допрос экс-главы Владивостока Игоря Пушкарёва, сообщает корреспондент РИА VladNews. В ходе заседания бывший мэр отвечает на вопросы по существу предъявленного обвинения. Заседание назначено на 9.15 часов утра по московскому времени (16.15 по Владивостоку).
Напомним, допрос Игоря Пушкарёва начался в Тверском суде 25 января, продолжился 28 января. В ходе этих заседаний экс-мэр успел дать подробные показания, ответил на вопросы защитников и прокурора (с онлайн-трансляциями можно ознакомиться здесь и здесь). Также Игорь Пушкарёв заявил, что виновным себя не считает.
РИА VladNews ведёт текстовую онлайн-трансляцию заседания (время владивостокское):
16.40 Заседание задерживается по неизвестным причинам.
16.58 Присутствуют адвокаты Игоря Пушкарёва, Андрея Пушкарёва и Андрея Лушникова: Константин Третьяков, Владимир Поликарпов, Руслан Янченко.
17.10 Заседание началось.
Прокурор Татьяна Минакова: Изложите отношение к заявленному гражданскому иску.
Пушкарёв: Я возражаю. Заявлено требование о взыскании с меня, Андрея Сергеевича, Андрея Лушникова 143 млн рублей в пользу МУП "Дороги Владивостока" (Муниципального унитарного предприятия). И с меня, Андрея Сергеевича, Владимира Сергеевича (братья Игоря Пушкарёва) 471 млн в пользу города. Исковые требования не признаю. Прошу суд в удовлетворении отказать. Для возмещения вреда необходимо даказать факт вреда и его размер. Имущественный ущерб МУПу приченён не был (зачитывает формулировки и суть обвинения). Указанные факты не соответствуют действительности. С 2009 по 2011 годы МУП получил продукции не на 356 млн, как указано в обвинении, а на 1,4 млрд. Ущерб основан на неверном толковании данных, указанных в экспертизе. Ущерб - это реальный ущерб или упущенная прибыль. Покупка материалов по завышенной цене - противоречит сути договорных отношений. Во-первых, цена материалов - не единственный фактор в контракте. Также существенное значение имеют транспортные расходы. Кроме того, нужно рассматривать весь период работы с МУП.
17.28 Пушкарёв продолжает: Кроме того, считаю, что обвинение должно было указать, что у МУП была возможность приобретать материалы у других поставщиков дешевле. Для этого следовало бы провести соответствующее исследование. Кроме того, никакого "договора закупок", как указывает следствие, не было. Был договор поставок. И его нужно рассматривать именно как договор поставок. И пока поставленная продукция не оплачена - никакого ущерба быть не может. Данных же об оплатах МУП в обвинении вообще нет. Однако следствие указало, что существовала задолженность. То есть следствие признало, что МУП не оплачивало поставленные материалы полностью. Кроме того, специалистами ПРЦЦС (Приморский региональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов) выявлено превышение цен с 2009 по 2011 годы, а в 2012 году выявлено занижение. Но следствие вырвало данные только о превышении и сформулировало их в обвинении. А поставки по уменьшенным ценам оставили без юридической оценкы. Кроме того, поставки продолжались и до 2015 года. Но в целом отношения не оценивались, как и не оценивалась фактическая оплата от МУП. Кроме того, между МУПом и Востокцементом было заключено более 100 договоров, а рассматривается только один. Кроме того, с 2008 по 2015 год МУП получил положительный сальдированный эффект в 343 млн рублей. Плюс ещё прощенная задолженность.
17.43 Пушкарёв продолжает: У нас был допрошен директор МУП, который сказал, что ущерб Востокцементом не причинён. Кроме того, с учётом прощения долга в 962 млн рублей, предъявленный ущерб в 143 млн покрывается полностью. Таким образом, исковые требования выходят за рамки предъявленного мне обвинения. В причинении вреда Владивостоку в 471 млн мы не обвиняемся. Кроме того, администрация Владивостока потерпевшей стороной не является. Кроме того, получение дивидендов от дохода компании не соответствуют законодательству. Если компания получила доход в 1 млрд рублей, 201 млн из этого стоит вычесть расходы, а затем налог на прибыль. И только потом уже получится чистая прибыль...
18.02 ...Кроме того, работа по договору 142/09 поставки прекращены в октябре 2013 года, а не в мае 2016, как указывает следствие. То есть от работы по нему не могли быть получены дивиденды за 2014-2015 годы. Кроме того, согласно исследованиям аудиторской компании "Моор Стивенс", с доходов от работы с МУП были бы получены дивиденды в размере 26 млн рублей, но только если бы МУП полностью погасило свою задолженность. Однако, реальные выплаты МУП даже не превышали фактические затраты МУП. Кроме того, учитывая предъявленную сумму ущерба, Востокцемент работал в минус, но такое невозможно. Это запрещено законодательством. Ваша честь, я высказался.
18.07 Прокурор: Была ли у администрации гоорода задолженность?
Пушкарёв: У нас зарплаты всегда выплачивались вовремя. Поэтому наличие текущей задолженности ни о чём не говорит. Это результат текущей хозяйственной деятельности. Главное, все обязательства выполнялись.
Прокурор: ДВ-Инвест вам знаком?
Пушкарёв: Поставщик МУПа.
Прокурор: К вам имеет отношение?
Пушкарёв: Нет.
Прокурор: Кто в МУПе определял субподрядчиков, обсуждалось ли это с вами?
Пушкарёв: Нет. Это исключительно деятельность МУПа.
Прокурор: А с вами это когда-то обсуждалось?
Пушкарёв: Я мог поинтересоваться, но не влиять. МУП сам определял.
Прокурор: Качественный ли был асфальт? Соответствовал ли СНИПам и ГОСТам?
Пушкарёв: Конечно. Я ставил такую задачу.
Прокурор: Как контролировали?
Пушкарёв: В администрации есть целый отдел по контролю качества. Как по итогам работы, так и в процессе. Кстати, в Востокцементе лучшая по оснащению в крае лаборатория.
Прокурор: Вы с братом обсуждали цены, по которым стоит продавать материалы Востокцемента?
Пушкарёв: Есть отлаженный порядок определения цен на предприятии. А так, я звонил Андрею Сергеевичу или Кожаевой. Просил Примводоканалу или другим предприятиям пойти навстречу, сделать отсрочку. Или скидку. Потому что у нас водоканал засыпал вместо щебня дресьву. Он не мог на эти деньги купить щебень. А дресьва просаживалась, а дороги городские. Вот я и просил, в частности, для водоканала. Я не мог сказать: "Дайте такую-то скидку". Потому что это может быть ниже себестоимости. Поэтому я просто говорил: "Посмотрите".
Прокурор: А вы были знакомы со справочниками ПК ГРАНД-Смета?
Пушкарёв: Да. Когда определялись цены, скажем, на дорогу Седанка - Де-Фриз. Определялась по ним сметная стоимость. Было так. Губернатор спрашивает: "Какова сметная стоимость?" - "14 мрд рублей". Губернатор говорит: "Сделайте 9 млрд". И ПРЦЦС пересчитывает как надо, потому что это краевое предприятие, оно губернатору подчиняется. У нас много строителей на это жаловались. Почему на время строек Саммита АТЭС были установлены специальные цены? Потому что строители не всегда могли работать по этим ценам, и в результате многие банкротились. ТМК (Тихоокеанская мостостроительная компания) так обанкротилась. Потому что сказали: "Надо". Потом обещали пересчитать, но не сделали. А у меня может щебень бесплатный, может с предыдущей стройки остался, так что цены в смете не являются фактическими.
18.35 Прокурор: Расскажите о доплатах Андрею Лушникову.
Пушкарёв: Я, кстати, узнал, почему Лушников ушёл с должности в первый раз. Потому что оплата не соответствовала объёмам работ. Мы договорились, он сдаёт отчёты, сколько он получил зарплату, чтобы понять, сколько ему доплачивать до 200 тысяч. Единственное, он меня попросил это делать через Андрея Сергеевича. Он не хотел сам ходить. Да и знал он только Андрея Сергеевича.
Прокурор: Вы себя назвали фактическим собственником Востокцемента. Как именно вы управляли, какие решения принимали, как это оформлялось, как перед вами отчитывались?
Пушкарёв: Я с самого начала эту компанию строил и всех специалистов знал лично, а они меня. На бюджетных комитетах утверждаются планы и по этим планам работали. Передо мною отчитывались. Кроме того, я старался раз в неделю приезжать. У меня был свой кабинет и секретарь. Есть и материалы прослушек, как я управляющим и директорам давал указания. Согласовывал отпуска, стратегические документы - решения бюджетных комитетов и годовые отчёты. Мне это всё предоставляли. Кроме того, я получал еженедельные отчёты по отгрузкам. Держал руку на пульсе. По покупке якутского завода я сам летал в Якутию, принимал решение.
Прокурор: А как это оформлялось?
Пушкарёв: Никак. Это моё слово и решение.
Прокурор: А почему это не оформлялось?
Пушкарёв: Я занимал должность мэра. Поэтому.
Прокурор: А две яхты кому принадлежали?
Пушкарёв: Не помню. Предприятиям.
Прокурор: А почему вы не на себя их оформляли?
Пушкарёв: А зачем? Чтобы мне сказали на выборах, что у меня яхта 23 метра. Кроме того, это дешевле - юридическое лицо. Так была оформлена яхта и до моего избрания. Зачем было что-то менять. Получилось бы, что не было яхты, а стал мэром - появилась яхта.
Прокурор: А вертолёт выполнял задачи предприятия?
Пушкарёв: Он был куплен, чтобы быстрее добираться из точки А в точку Б.
Прокурор: А какие задачи?
Пушкарёв: Представительские. Ну вот есть предприятие, директор передвигается на "Ленд Крузере", можно и на УАЗике, но солиднее на "Ленд Крузере".
Прокурор: Расскажите подробнее об уголовных делах, которые заводились и закрывались?
Пушкарёв: Факт своей вины в мошенничестве по уголовным делам, которые заводились и закрывались, не признаю.
Прокурор: Почему тогда не стали добиваться оправдательного приговора?
Пушкарёв: Были более важные дела.
Прокурор: А по административной отвественности.
Пушкарёв: У ГАИ есть такая система: люк открыт или ямка на дороге - давайте составим протокол. Так можно каждый день составлять на каждого мэра.
Прокурор: А почему тогда не обжаловали?
Пушкарёв: Обжаловали. И большинство отменены.
Прокурор: На бюджетных комитетах прайс-листы утверждались?
Пушкарёв: Ещё раз говорю, нет. Прайс-листы утверждались исключительно ДВ-цементом.
Прокурор: А ещё кому-то, кроме Лушникова, производились доплаты?
Пушкарёв: Нет. Помощь мог оказать.
18.50 Вопрос задаёт адвокат Игоря Пушкарёва Константин Третьяков: Как согласовывались цены по контрактам МУП?
Пушкарёв: Есть цена контракта. А как там цена составлялась - это дело предприятия. Им мог вообще кто-то что-то бесплатно сделать. И так по всем предприятиям. И к сметным ценам это тоже не имеет никакого отношения.
Третьяков: Какие задачи ставились перед Лушниковым?
Пушкарёв: Выполнять работы эффективно. Если бы он нашёл поставщика, который поставлял бы выгоднее, чем Востокцемент - пожалуйста. Было бы ещё эффективнее.
Вопрос задаёт адвокат Андрея Пушкарёва Владимир Поликарпов: Как работали эти бюджетные комитеты?
Пушкарёв: Как у города, есть бюджет. Так и тут, был отчёт за год, составлялся план. Каждый специалист видел свои задачи.
Поликарпов: Это примерно с какого времени?
Пушкарёв: С 2000-х годов, когда Виктор Воробьёв стал работать директором.
Поликарпов: Это была его инициатива?
Пушкарёв: Да. У него прекрасное образование. Так работают передовые предприятия во всём мире.
Поликарпов: А проходили ли бюджетные комитеты без вас?
Пушкарёв: Могли собраться, что-то обсудить. Но решения без меня не принимались.
Поликарпов: А во время травмы Андрея Сергеевича вы собирали бюджетные комитеты?
Пушкарёв: Когда я приехал из больницы, где лежал Андрей, сразу собрал. Ну и мне пришлось больше участвовать тогда. Потому что Владимир немного другим направлением занимался.
Поликарпов: Вы сказали, что согласовывали отпуска сотрудникам. А какого уровня были сотрудники?
Пушкарёв: Всем управляющим завода и всем членам бюджетного комитета.
Поликарпов: А с какого времени это началось?
Пушкарёв: С 1997 года. Я даже мог зайти через программу и посмотреть, где какой грузовик с какой скоростью идёт. И задать вопрос.
Поликарпов: А почему вы согласовывали отпуска?
Пушкарёв: Ну а как? Ты скажешь: "Пригласите мне такого-то заместителя". Тебе скажут: "А он в отпуске". Если ты руководишь, то ты и согласовываешь. Для реального управления. Либо ты управляешь. Либо говоришь, что управляешь.
Поликарпов: Кто оплачивал лечение Андрея Пушкарёва в Корее?
Пушкарёв: Этот вопрос даже не стоял. Это автоматически всё оплачивал я. Я даже во время операции находитлся рядом в соседнем кабинете и уже решал вопрос с авиацией. Потому что мне сказали, что его нужно срочно госпитализировать, во Владивостоке его не спасут. И нам нужно было договориться снять 10 пассажиров с ближайшего рейса в Сеул, мы договорились. И чтобы провезти его без лица через границу - всё это с врачами согласовывалось. Всё это оплачивал я. Около 300 000 долларов было потрачено на данный момент. Даже больше.
Поликарпов: Как вы решали - поднять зарплату Лушникову, доплачивать ему?
Пушкарёв: Я не решал. Это было его условие. А мне нужен был эффективный руководитель. Как мэр я не мог это решить. Я решил, как Игорь Сергеевич Пушкарёв, у которого есть деньги. Потом, когда на эту тему уже начались обыски, допросы, я спросил Вильчинского, можем ли мы уже сделать это официально, он сказал, что уже есть такая возможность.
Поликарпов: А другим директорам вы доплачивали?
Пушкарёв: Нет.
Поликарпов: Когда Лушников покупал у Востокцемента, он не спрашивал, почему он так должен делать?
Пушкарёв: Ну, все директоры покупали у Востокцемента. Потому что это выгодно - бери и не плати.
19:12 Вопрос задаёт двокат Андрея Лушникова Руслан Янченко: Сообщали ли вы Андрею Лушникову, что сейчас обеспечите победы МУП в контрактах?
Пушкарёв: Я ставил задачу работать эффективно и всё.
Янченко: А какую роль Андрей Сергеевич играл в доплатах?
Пушкарёв: По просьбе самого Лушникова он просто передавал их.
Янченко: А с Эповой и Черепановой Лушников был знаком?
Пушкарёв: Нет.
Янченко: А поступали ли вам просьбы от предприятий, чтобы решить вопрос с задолженностью МУП?
Пушкарёв: Может и поступали, но я перенаправлял их в МУП.
Прокурор просит огласить ряд протоколов допросов: Противоречия в основном касаются заявлений подсудимого следователю об участии в делах компании, а также пояснений по поводу предъявленных телефонных разговоров. Следователю Игорь Пушкарёв говорил, что не помнит разговоров, сегодня комментировал разговоры. Кроме того, противоречия в показаниях о доплатах Лушникову и о своих доходах.
Защита не против оглашения протоколов, но против оглашения заявлений, которые не являются формой допроса. Судья постановил огласить и протоколы, и заявления.
19.24 Судья объявляет перерыв на 5 минут.
19.47 Заседание возобновляется. Прокурор зачитывает протоколы допросов и заявления.
20.18 Прокурор продолжает зачитывать протоколы.
20.52 Продолжается чтение протоколов.
20.59 Судья спрашивает, сколько осталось. Прокурор говорит: где-то полчаса. Судья предлагает дочитать, только переместиться в другой зал.
21.08 Переместились в другой зал. В этом зале состоится заседание по продлению ареста для Зиявудина Магомедова (владельца и председателя Совета директоров группы компаний «Сумма», владеющей, в частности, компаниями FESCO).
22:19 Прокурор закончила зачитывать протоколы.
Прокурор: Подтверждаете показания? Да/нет? В полном ли объёме?
Пушкарёв: Я подтверждаю показания, данные в суде. В том числе в части моего управления компанией, доплат Лушникову.
Прокурор: А в части займов ваших?
Пушкарёв: Ну это были мои деньги.
Прокурор: По телефонным разговорам подтверждаете показания, что не помните?
Пушкарёв: Сейчас переговоры подтверждаю, они только подтверждают мои текущие показания.
Прокурор: Причины противоречий?
Пушкарёв: Я занимал выборную должность. Сейчас я не являюсь главой города и подтверждаю.
22:20 Допрос завершён. Игорь Пушкарёв просит приобщить письменные показания, которые он давал в начале заседания. Доказательств у защиты на сегодня больше нет.
Заседание переносится на 9:15, 05.02.2019.
Напомним, 21 января решением Тверского районного суда Москвы срок содержания под стражей Игоря Пушкарёва и Андрея Лушникова, а также домашнего ареста для Андрея Пушкарёва был продлён до 26 апреля.
Отметим, что Игорь Пушкарёв находится под стражей уже 2 года и 8 месяцев.