Заслуженная артистка России Анита Цой, которая приехала со своей программой «10-20» на Дальний Восток, выступит 16 февраля во Владивостоке. В преддверии концерта певица дала эксклюзивное интервью специальному корреспонденту РИА VladNews, где рассказала о своём творческом пути и раскрыла несколько секретов российского шоу-бизнеса.
- Анита снова появилась не так давно. У вас был перерыв? Потому что, судя по рейтингам, вас какое-то время не было вообще…
- Вообще, «Анита Цой» - интересный проект, который стартовал в 1997 году, потом пропал с глаз зрителей с 2000 по 2003 год, потом появился снова, и, не сбавляя обороты, пошёл и идёт по сей день. Знаете, бывает так, что успех по-разному приходит к артистам: кто-то проснулся, раз, и уже знаменитый. Но это идеальный вариант, о котором мечтают все. А кому-то всю жизнь приходится «пахать» и доказывать что-то, расти. Но это, если честно, приятно, потому что в мире музыки столько всего интересного происходит, что постоянно хочется себя совершенствовать. И, может быть, это уже превратилось в такое кайфовое состояние. Если бы ещё не возраст… Цены бы не было тогда артисту.
- Но это же всё равно огромный труд!
- Мне бы не хотелось говорить о своём труде просто как о «пахоте», которая измождает настолько, что даже не хочется вообще работать, творить и жить в этом мире. Нет, мне кажется, что если бы у меня была бы другая профессия, я была бы глубоко несчастным человеком, потому что на другой работе мне пришлось бы именно пахать, как «папе Карло». Это ужасно. А когда работа любимая, когда ты горишь идеями, когда ты не замечаешь, как проходят 24 часа... Да, мы гастролируем, не досыпаем и устаём. Но когда ты смотришь на результат, который получается с каждым новым концертом, с каждым новым альбомом, то понимаешь, что всё не зря.
- Бытует мнение, что деньги артиста - лёгкие деньги. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Не надо никого обманывать. Безусловно, те артисты, которые смогли выбиться и удержаться, они получают такие деньги, которые простому рабочему и «не снились». Мы реально за один концерт зарабатываем месячную зарплату людей других профессий. Можем зарабатывать сразу и годовую зарплату. Многие думают, что мы поем, как в караоке. А что такого: пришёл и спел. Вот тебе и зарплата. Поэтому и говорят, что это «лёгкие деньги». Могу сказать, что доля правды в этом утверждении тоже есть. В том, что мы ходим, и наша работа состоит, например, в посещении мероприятий, где всегда накрыты столы, где всегда красиво одеты люди, где всегда очень много изысканной публики, где происходит очень много интересного. Так почему же эта работа не кайфовая? Другое дело, что у любой истории есть другая сторона медали. Например, сначала для того, чтобы выйти и спеть так, чтобы тебя не закидали яйцами, надо долго учиться, надо долго петь в реальном караоке, заниматься вокалом, искать себя, находить песни и всегда хорошо выглядеть. Нелегкие это всё дела. А если взять наши гастроли: недосыпания, постоянные перелёты из одного часового пояса в другой, из одного температурного режима в другой. Могу признаться, что иногда мы и сутками не спим. В каждой профессии, конечно, такое бывает.
- Если бы у вас была бы возможность обратиться к начинающим артистам, какие напутственные слова вы бы им сказали?
- Надо всё-таки уметь отличать. Либо вы тщеславный и просто хотите потешить своё самолюбие, доказать всем, что вы такой крутой, либо вы по-настоящему любите свою будущую профессию. Потому что по себе знаю: я живу с человеком, который научился зарабатывать раньше меня. Он старше меня на 15 лет. Я живу с человеком, который сначала работал с Юрием Лужковым, потом в гидроэнергетике. Сейчас он работает в другой организации, связанной с нефтью. Он зарабатывает намного больше, чем я. Я могла бы сидеть себе спокойно, летать частными самолётами, носить шубки, есть чёрную икру и чувствовать себя прекрасно. Но я не могу без своей работы. Поэтому я беру обычный рейс, лечу на обычном самолёте, выступаю перед зрителями, причём специально не завышаю цены. Потому что это дело моей жизни. И я 20 лет буду жить такой жизнью, как бы тяжело мне не было бы.
- Анита, как вам удается сохранить на протяжении долгого времени такие тёплые отношения с вашим супругом? Может, есть какой-то «рецепт»?
- Мы поженились 28 лет назад, когда ещё были принципы семьи достаточно на высоком уровне. Когда в наших корейских семьях считалось, что мужчина – бог. Он хозяин, он отец, он кореец. Не знаю, может это пережиток старого, но в этом есть какая-то определённая история, красивая, хорошая и правильная. Мама – это всё, что связано с семьёй, очагом, детьми, с горячим хлебом. У нас было всякое разное. Я вышла замуж по корейским традициям. Меня выдали замуж. Я сначала сопротивлялась, потому что выросла в Москве и считала себя девушкой, воспитанной в европейских традициях. Всякое было. Мы и расходились (но штамп в паспорте оставался), жили порознь, смотрели друг на друга в лупу. Но прекрасное в нас было то, что мы оба были отходчивыми, умели прощать и были справедливы по отношению друг к другу. Нужно всё-таки понимать, что семья – это больше деловой союз, направленный на выживание. Как бизнес-партнёры, где должны быть определённые свои договорённости, уставы, условия, взаимоотношения, каждый должен чётко выполнять свои функции. И когда я только дошла до этой сухой механической истории, я поняла, что это крутая тема. Влюблённость, секс и настоящая любовь во имя серьезных человеческих ценностей, как наследие. Это очень круто.
- Как вы относитесь к тому, что появляется сейчас очень много молодых исполнителей, которые возникли практически «ниоткуда» и которым не так много потребовалось времени, чтобы стать популярными?
- Мне кажется, что во все времена были такие молодые исполнители. И их всегда было огромное множество. Другое дело, сколько таких исполнителей продержалось на сцене дольше 10 лет. Это нормальный естественный отбор: сначала в «воронку» попадает огромное количество «всех и вся». Поэтому чему тут удивляться? Это и в 90-х было, когда я только пришла на сцену, и в 80-х, когда меня ещё не было. И сейчас. Просто сейчас есть ещё и Интернет. Благодаря этому информация разлетается очень быстро. Это даёт возможность всем показать себя.
- А к Ольге Бузовой у вас какое отношение?
- Насчёт Ольги Бузовой. А почему бы и нет? Мне кажется, что она является олицетворением нынешнего времени. Она мечтает быть известной: петь, выступать на сцене, блистать. Вот она и попала сейчас в эту «воронку». Ольга на взлёте, в тренде. И слава богу. Когда я пришла на сцену, я же тоже «взлетела» очень быстро достаточно. Причём «взлетела» с песней «Полёт», которая посвящена Виктору Цою. Моя карьера тогда состоялась на одном воспоминании о Вите. В 1997 году исполнилось семь лет, как с нами не было Виктора Цоя. Его поклонники очень соскучились по нему. И эта песня была очень кстати.
- Может, это был намеренный пиар-ход?
- Это уже не ко мне вопрос, а к студии «Союз», которая заключила со мной контракт. И я считала, что это самая-самая скромная песня в моём репертуаре, которую нет необходимости раскручивать. А оказалось всё наоборот.
- Многие артистки-женщины сейчас организовывают своё шоу, гастролируя практически по всем городам России. Это такая борьба за зрителя?
- Шоу было, есть и будет всегда. Всему миру «хлеба и зрелищ». А в США шоу – это всё. Футбол – это шоу. Баскетбол – это шоу. Концерт – это шоу. Что такое российские артисты? Очень долго мы не имели возможности делать «шоу» по многим причинам. Это было время СССР, когда запрещалось всё. Не хватало денег, не хватало опыта. У нас никто из артистов многие годы не мог выехать за границу для того, чтобы увидеть, как создаётся «шоу». И когда люди начали этим насыщаться, когда артисты начали ездить за границу, появились возможности Интернета, и все задумались, что мир музыки намного шире. Его можно куда хочешь повернуть, в любую сторону визуализировать. И, таким образом, придать новые тенденции, новые движения той музыке, которую мы слышим. В совершенно другом ракурсе. Поэтому я не могу сказать, что мы сейчас даём какую-то моду. Ничего подобного. Шоу было, есть и будет. Другое дело, что мы получили возможность начать свой эксперимент. Я организовываю свои шоу-программы уже на протяжении 20 лет. И по своему опыту я поняла, что настолько вижу свои песни, вижу то, что я делаю, поэтому не могу уже пригласить другого режиссёра. Я начала учиться с самого начала, как только пришла на сцену. Я помню «бурю» Краснова в 1998 году, когда я делала первое своё шоу. Он разорвал тогда мои бумажные листы формата А-4. Я тогда напечатала свой первый сценарий в единственном экземпляре к своему первому шоу под названием «Полёт к новым мирам». Он тогда сказал, что это похоже на «филькину грамоту» и не понимал, как я вообще посмела к нему приходить вот с такой «писаниной». И первое шоу моё провалилось. Оно было в Московском театре Оперетты. Тогда я, как трансетор, открыла новую площадку. Мне очень хотелось сменить атмосферу с какими-то подвесами, ощущением камерности. Но я «завалила» шоу. Мало того, что я ударилась головой и получила сотрясение мозга. Всё было не очень. И вот, долгий путь в 20 лет. И сейчас, конечно, мастерство отточено. И никто не может повторить мою работу, потому что она считается ювелирной, эксклюзивной, потому что я человек, который точно знает, как должен работать артист, какая музыка что предполагает, и что мы сейчас увидим дальше по цветопередаче, костюмам, движениям, хореографии.
- А есть ли вообще дружба в шоу-бизнесе?
- Сложный вопрос, потому что мы, когда молодыми ещё приходим в шоу-бизнес, нам только кажется, что мы можем дружить, любить. У нас даже может быть «семья». Но потом, вне зависимости от направления деятельности, мы рано или поздно начинаем биться за рейтинги, за любовь зрителей, за количество зрителей, купивших билет на твой концерт. От этого складываются не просто рейтинги, а наши победы на тех или иных конкурсах, премиях. Мы стараемся написать песню лучше, чем у «друга». Мы стараемся написать песню круче, чем у партнёра, напарника, супруга. Поэтому очень часто «семьи» распадаются и, как правило, друзей очень мало. Дружба бывает либо по молодости, либо на пенсии, когда уже делить нечего. А пока мы находимся в достаточно жёстком режиме. Приведу пример: мы дружим со Светланой Лободой. Мы так считали. Но когда у Светы пошла карьера вверх, ей не до меня стало, и я её понимаю, потому что львиная доля времени у неё сейчас уходит на концертные туры, на общение с прессой, с поклонниками. Она дочь-то родную не видит, до какой ей там дружбы? Мы пару раз сможем созвониться просто для того, чтобы спросить, как дела. Мы верим инстаграму, хотя там всё неправда, или правда, но точно не всё. А если так получится, что сейчас взлетит песня Аниты Цой, то мы с ней столкнёмся. Самое главное, что я знаю, кого я очень люблю и кого я уважаю и к кому я в глубине души отношусь кайфово. Я не спешу, пусть пройдёт время. Может, немного остынем, сойдём с этого «олимпа» и тогда я всех приглашу к себе и скажу: «Ребята, а теперь дружим на полную катушку».
- Не могу не спросить об Олимпиада, которая сейчас проходит в Корее. Каково ваше отношение ко всем произошедшим событиям?
- Можно сказать, что дыма без огня не бывает. Бесспорно, спортсмены нашей сборной пострадали, прежде всего, от халатного отношения нашей бюрократической системы. Грустно осознавать, что люди, которые готовились всю свою жизнь к этим Олимпийским играм, не смогли в полной мере принять участие, показать себя максимально хорошо на соревнованиях. 47 человек, которые в день открытия Олимпийских игр не получили возможность участвовать, это беда, конечно. Настоящая беда: нас лишили флага, нас лишили гимна. Вы не представляете, как я полгода готовилась к этой Олимпиаде, потому что мне выпала честь стать «послом» дома болельщиков своей исторической Родины. Это такое счастье, причём все события выпали на мой день рождения. Редкий случай. И когда всё это дало свой сбой, я приехала в Корею, за три часа до выноса факела стали известны результаты МОК о том, что российских спортсменов отправляют под белым флагом… Я не могу передать словами. Слёзы в глазах стояли, я собиралась взять билет и улететь обратно, не нести этот факел. Но с другой стороны, кому бы я сделала хуже? Кто бы тогда вообще услышал бы про Россию. И я помню, когда я схватила уже этот факел в Пхёнчхане, бежала и кричала на русском и на английском языках: «Россия, наши российские спортсмены. Мы ещё приедем в Пхёнчхан и покажем, на что мы способны». Это запечатлели камеры всего мира. Наверное, в этом тоже есть определённая история. Эта Олимпиада однозначно войдёт в историю. И те российские спортсмены, которые сейчас принимают участие, трудятся там, зарабатывают медали.
- Анита, вы впервые во Владивостоке? Ваши впечатления от города?
- Я была во Владивостоке за месяц до проведения Саммита АТЭС 2012. И сразу через месяц я приехала уже после Саммита. Это было «небо и земля». Я не понимала, как за два месяца город мог так преобразиться. Дома, которые за два месяца были построены, шикарный мост на Чуркин. Владивосток имеет сегодня огромное, колоссальное бизнес-значение и плюс, конечно, это город – фундамент всего Дальнего Востока. Владивосток – это папа.
- Ваш приезд на Дальний Восток совпал с празднованием восточного нового года. А какие традиции в вашей семье соблюдают в этот праздник?
- Обычно восточный Новый год я отмечаю дома. Но я нисколько не жалею, что сейчас я в туре по Дальнему Востоку, потому что вообще я кайфую от того, что с 31 на 1 можно отметить Новый год, а потом второй раз отметить уже восточный Новый год, пригласить всех, получить подарки. Конечно, в этот праздник одеваем ханбок, корейский традиционный костюм. Я его и на Дальний Восток привезла. Праздник есть праздник. А дома мы собираемся и накрываем столы: небольшие подносы, на которые мы выставляем самые важные продукты, которые олицетворяют здоровье, удачу, прибыль в семье, счастье. Это корейский хлеб, фасолевые блюда, рис. И вот эти подносы молодёжь преподносит более старшим – своим родителям, которые с раннего утра у нас в доме. У нас в семье три поколения. И вот, когда эти три поколения начинают друг другу подавать подносы… красивее и прекраснее этой церемонии ничего нет. Я очень уважаю своих родителей. Мой сын безумно уважает меня и моих родителей. Эта церемония – величайшая история. Хочешь - не хочешь, а ты говоришь «спасибо» своим родителям за то, что они тебя вырастили, выкормили, дали тебе образование, поставили тебя на ноги. А у родителей есть возможность оценить свои труды. Если ребенок не сгибает спину, не может положить своим родителям кусок хлеба на тарелку… Наверное это о чём-то говорит.
- В завершении хочется услышать немного о вашем шоу «10-20». Что зритель увидит, чем может насладиться?
- Шоу «10-20» пронизано восточной историей. Есть священная гора Ариран, которой посвящается национальный гимн Кореи. Есть такая легенда: тот человек, которому удастся преодолеть все трудности и взобраться на вершину горы Ариран, получает в дар волшебный цветок, исполняющий все его мечты. И вот именно по этой легенде и по этой жизни я выстроила всё шоу. Это, конечно, история моей жизни. История о том, как маленькой девочкой я попала Россию, какие у меня произошли здесь изменения, какие были мечты, и к чему я в итоге пришла. И открывается она, конечна, видом великой горы Ариран и удивительной песней об этой горе. У меня особая любовь к тем, кто живёт на Дальнем Востоке. Здесь мои люди. Здесь весь воздух пронизан восточной культурой, пониманием того, что творится в Азии.