Кто он — новый мэр Владивостока? Мы знаем о Виталии Веркеенко пока немного: успешный бизнесмен, создатель «Приморского кольца», владелец крупной компании по продаже автомобилей. Именно он стал первым главой Владивостока, избранным на основе конкурса. В своем первом интервью в новой должности Виталий Веркеенко рассказал РИА VladNews о философии своей жизни и поделился планами о будущем города.
- Виталий Васильевич, я еще раз поздравляю Вас с новой должностью! Когда Вы подали документы на конкурс, рассчитывали на победу?
- Скажем так: я был уверен, что мои ценности и жизненная философия верны. Я сомневался в том, что общество и государство готовы к тому, чтобы эти ценности, этот фундамент был применен для будущего развития города. К моему удивлению, судьба распорядилась так. Вероятно, мой прошлый опыт и мои жизненные цели совпали с мнением депутатов. И, что наиболее приятным было, все политические партии, представленные в Думе Владивостока, пришли к единому знаменателю и проголосовали за мою кандидатуру.
- Какие чувства Вас охватили в этот момент, помните?
- Очень ярких эмоций, которые вы могли бы увидеть, не было, но первое чувство, которое я испытал после того, как увидел 32 поднятые в зале Думы руки, — это чувство ответственности.
- Вас выбрали из 60 кандидатов, можете отметить кого-то из конкурентов, и работает ли сейчас в Вашей команде кто-то из них?
- «Конкурентов» - как-то сразу резануло слух. Нет, конкурентов не было, все 60 кандидатов, кто подал документы, на мой взгляд, достойные люди. Это вообще очень хорошо, что жители нашего города не сидят на кухнях, на диванах, и не спорят о том, что нужно делать, а что не нужно, а решают проявить себя, предложить в качестве кандидатов. При этом я не оценивал никого из них как конкурентов, я даже назвал эту команду «командой развития». Судьба распорядилась, что главой города стал я, поэтому весь груз ответственности теперь на мне.
- Они будут с Вами работать? Помогать?
- Безусловно. Все программы, что были подготовлены кандидатами, были переданы мне, все предложения, хорошие мысли, идеи будут использованы в работе. С самыми активными из кандидатов, такими, как Александр Григорьевич Юртаев, например, мы работаем, встречаемся практически ежедневно.
- Что изменилось в Вашей жизни с приходом на эту должность?
- Спать стал меньше. А из положительного – вновь начал заниматься спортом, восточными единоборствами.
- У Вас сейчас есть время на спорт?
- Времени очень мало, но, тем не менее, нужно восстанавливать свою физическую форму, потому что часов сна всё меньше, а рабочих - всё больше, и требуется восстановление.
- А какое из восточных единоборств?
- Кудо.
- Вы с сыном занимаетесь вместе?
- Да, домашние тренировки, мебель в эти моменты в большой опасности (улыбается).
- Как вообще семья отнеслась к Вашей новой должности?
- Конечно, всем моим близким придётся несколько переформатировать свою жизнь, но я чувствую поддержку и понимание семьи, поэтому могу двигаться дальше в реализации намеченных целей и задач.
- Кто теперь встанет у руля Вашего бизнеса?
- На прежнем месте работы мне удалось создать достаточно большой коллектив, около 500 человек, которые реализовывали различные проекты и эффективно управляли ими. Совет директоров принял решение о новых назначениях на разные участки этой деятельности. Вся команда, которая сформирована на базе моих ценностных ориентиров и философии, довольно выросла за последнее время, поэтому я уверен, что все проекты, которые я начинал, будут успешно реализованы этой командой, и выбранными советом директоров новыми руководителями.
- А кого-то из своей команды пригласить работать в городской администрации не хотите? И вообще, какие-то кадровые перестановки в мэрии планируете?
- Перестановки, безусловно, возможны, но нужно понимать, для чего. У меня, действительно, есть много компетентных, опытных, доверенных людей, которых я мог бы вместе с собой привести. Но это не является самоцелью. В администрации сейчас работает 1 108 человек, я ещё даже не успел с каждым руководителем встретиться. Я должен понимать степень их квалификации, соответствие моему виденью, следование ценностным ориентирам. За этим я сейчас очень внимательно наблюдаю. Давая соответствующие поручения, я и мои товарищи проводим очень глубокий, вдумчивый анализ по этим направлениям - ценностным ориентирам, квалификации, соответствию виденья. Если сотрудники администрации и всех наших подведомств, в том числе руководители, порядочные люди и с одной философией, конечно, нам надо быть вместе.
- То есть пока все на своих местах, в том числе вице-мэры, никаких передвижек не было?
- Пока не было. Некоторое перераспределение полномочий будет. Вообще по анализу структуры в любой администрации города можно понимать, это программа развития или сохранения… Мы нацелены на развитие и гармоничность этого развития. Поэтому некоторые изменения в структуре необходимы, они абсолютно рациональны и эффективны. Ну и в ближайшее время к своим обязанностям приступит ещё один заместитель главы.
- Это будет плюс один, как у врио губернатора Андрея Тарасенко, или из действующих кто-то поменяется?
- На самом деле такая вакансия была в администрации и просто будет заполнена.
- Пока не можете назвать фамилию?
- Человек проходит соответствующие юридические процедуры.
- Виталий Васильевич, Вы очень активны в соцсетях. С приходом на эту должность не будете пересматривать свои активности? И как вообще считаете, соцсети для политика - благо или вред?
- Я считаю, что политика открытости - верная. У меня всегда был один номер телефона, один профиль, если мы говорим о соцсетях, и вы видели, что я не стал там ничего подчищать. Та история, тот «открытый лист», который всегда был доступен всем моим друзьям, доступен и сейчас. Я не птица Феникс, которая сгорела здесь, появилась там. Я здесь всегда жил и планирую жить, более того, я говорил, во Владивостоке живут и будут жить мои дети. Для меня социальные сети — это возможность быть открытым, честным и смотреть в глаза людям, какой бы пост я ни занимал.
- Есть такое мнение расхожее, что городу нужен не политик, а хозяйственник. Вы считаете себя таким? Крепким хозяйственником?
- На мой взгляд, это некоторое искажение функций главы города, но оно основано на понятных причинах. В городе по разным причинам, в том числе бюджетным, накоплена масса проблем, которые волнуют жителей, и они хотят, чтобы пришёл эффективный «дворник», который эти проблемы решит. Но глава города - в первую очередь стратег, который сможет увидеть будущее, построить планы по его достижению и организовать работу всех служб. Но хозяйственная функция, тем не менее, является одной из важнейших. По поводу того, есть ли у меня такой опыт, я уже шутил: с двенадцати лет у меня был опыт по уборке снега.
- А какие самые острые проблемы города, на Ваш взгляд, нужно решать в первую очередь?
- Их действительно много. Сейчас я нахожусь в процессе, что называется, погружения в механизмы работы администрации, для того, чтобы понять, какие проблемы и какими инструментами можно решить. Но всех волнует что? Качество жизни человека, который должен быть счастливым. И вот есть некоторый набор для счастливой жизни, который мы в первую очередь будем реализовывать.
- Да, но Владивосток довольно дорогой город. Вы видите какую-то возможность повысить уровень жизни и снизить социальную напряженность?
- Знаете, когда Владивосток представляют в странах Азии как город, перспективный для развития инвестиционных проектов, зачастую в презентациях для иностранных инвесторов есть отметка «недорогая рабочая сила». От этого словосочетания меня коробит. Почему рабочая сила и почему она должна быть дешевой? И у градоначальника не должно быть такой цели - создать здесь общество низкооплачиваемой рабочей силы для реализации каких-то проектов. Мне хочется, чтобы люди здесь зарабатывали много, чтобы, когда мы построим здесь эти объекты качества жизни, не получилось так, что у них не хватает времени или ресурсов этими объектами воспользоваться.
- Когда в 2016 году задержали мэра Владивостока Игоря Пушкарёва, вы запостили в соцсети статью с китайского сайта, в которой говорилось, что все договоренности свелись к нулю, что инвесторы больше не хотят вкладывать во Владивосток. Сейчас на какой стадии находятся эти договоренности? Намерены ли Вы их возобновлять?
- Действительно, у меня такое мнение было, и сегодня я готов повторить, что те события - печальные как для семьи Игоря Сергеевича, так и для города в целом - явились препятствием для развития международных контактов не только с китайскими, но и японскими, корейскими и прочими партнерами. Для азиатских партнеров ведь что важно? Персональный контакт, уровень доверия, вера в долгосрочное сотрудничество. Если вдруг прерывается коммуникация, для людей восточных — это нехороший сигнал. Но я рад отметить, что ситуация в плане инвестиционного развития Владивостока и внимания наших азиатских партнеров сейчас меняется. Что касается вопроса по китайским партнерам и, например, кольцевой автодороге (ВКАД), вы знаете, что буквально на прошлой неделе уже прошла встреча с крупной китайской компанией, которая возобновила переговоры и подтвердила свой интерес к реализации проекта.
- Когда мы сможем эту объездную дорогу увидеть? Горожане ее очень ждут.
- Нам придется пройти новый круг переговоров. Мы понимаем, что быстро это не будет, но, насколько это возможно, ускорим.
- Многих волнуют, конечно, пробки, может, у Вас есть какое-то мнение свое, как эту проблему решить?
- Понятно, что с точки зрения стратегии городу нужны новые транспортные магистрали, в том числе дублирующие. Нужна эффективная связь уже существующей дорожной сети и правильная регулировка движения, работа светофоров, наличие и местоположение парковок, платных и бесплатных, а также культура вождения. Вот буквально сегодня ехал и вижу: стоит знак запрещающий, и все равно две машины припаркованы, и из-за этих двух авто резко сужается поток, образуется «бутылочное горлышко». Но ведь друзья этих людей, которые поставили машины, и попадут в пробку! Здесь важна культура и понимание всех жителей Владивостока, что не только от градоначальника, от работы дорожных служб и ГИБДД, а от них и их друзей тоже зависит решение проблемы пробок.
- Вы за то, чтобы эвакуировать в центре машины?
- Нет. Вот по поводу эвакуации - прямо отдельный вопрос. Во многих странах мира, где я бывал, как я теперь понимаю, для получения опыта, в том числе для развития города Владивостока, я не видел эвакуаторов, которые колесят по центру города, перекрывают движение и начинают эвакуацию автомобилей. С одной стороны, там организованы парковочные места и работа общественного транспорта, и там меньшее количество машин на тысячу человек населения, чем во Владивостоке. С другой стороны, есть культура водителей. И я бы видел будущее Владивостока без эвакуаторов. Нужна правильная организация движения и соответствующая культура водителей, при которой не потребуются эвакуаторы. Что касается тактических действий, я дал поручение пересмотреть места работы эвакуаторов. Я сам езжу и вижу: зачастую убирают машины там, где просто удобнее грузить. А там, где их нужно убрать в первую очередь, это не делается своевременно. Нужно эвакуировать машины не оттуда, откуда их удобно забрать эвакуатору, а оттуда, где машины действительно создают помеху движению.
Я собирал несколько совещаний с участием ГИБДД, где мы говорили о том, что экипажи будут дежурить в местах формирования пробок, чтобы оперативно их «развязывать». Если мы знаем, где пробки собираются каждый день, зачем ждать? Поэтому инспекторы будут выезжать точечно в места формирования пробок. Но пробки возникают по разным причинам. Одна из них – мелкие автомобильные аварии. Нам требуется широкое информирование жителей, что есть система европротокола, люди могут быстро оформить и разъехаться, тем не менее, они тратят и своё время, и тех, кто стоит из-за них в многокилометровых пробках. Чувство ответственности и уважения к тем людям, которые из-за тебя стоят в пробках, тоже нужно иметь. На «два рубля» ущерба, а город и все остальные несут многомиллионные убытки, не говоря уже об экологических. Есть ещё ответственность за несвоевременную уборку транспорта с проезжей части. В общем, мы договорились, что и ГИБДД, и администрация через СМИ будут такую информационную политику вести.
- А глобальных изменений в транспортной инфраструктуре города не планируется?
- Эффективность и рациональность дорожного движения, трафика без пробок — это наличие автомобильных дорог, качественного покрытия, разметки, корректность дорожных знаков, наличие светофоров, пешеходных переходов, перекрёстков, правильное сопряжение этого всего, и культура автолюбителей. В плане стратегии мы будет это реализовывать комплексно. А из тактических действий, того, что сейчас можно быстро сделать, — это пересмотр направлений движения, особенно в центре.
- Есть еще проблема точечной застройки центра города. Вот «Фреш-плаза» напротив администрации. Вам нравится?
- Ну а вам?
- Конечно, нет!
- Ну вот, и я такой же житель Владивостока, с таким же виденьем и любовью к своему городу. Да, я с уважением отношусь к инвестициям, которые вкладываются во Владивосток. Но, имея предпринимательский опыт, я вижу, что многие инвесторы, действуют каким-то, скажем, линейным образом. Ну вот построили этот «баклажан», изуродовали лицо города. Да, сделали красивые площади офисные, но они же не дозаполнены. А почему? Потому что не в том месте построили. Зацепились за центр города, а построили бы немного в другом месте, сделали бы правильное число парковочных мест, и дороже бы сдали квадратный метр, и процент заполнения был бы выше. Кому лучше сделали? Конечно, такой безалаберности допускать нельзя, медвежью услугу предпринимательской деятельности оказывать.
- Вообще хорошо бы продолжить работу по благоустройству города. Вот предыдущий мэр создал «тропу здоровья», но успел довести только до центра города...
- Как бы мы её не называли, «тропа здоровья» или как-то еще, пешеходная сеть, безусловно, должна быть создана. Она и по береговой зоне должна проходить, и объединить весь центр Владивостока пешеходными маршрутами.
Вы знаете, что подготовлен план пространственного развития Владивостока при участии наших иностранных партнеров, в частности, японской архитектурной фирмы Nikken Sekkei, которая дала очень интересные и правильные предложения в сфере развития и благоустройства города. Администрация уже готовит соответствующие документы. В частности, хорошая инициатива была (и она частично реализована) - создание парковых, прогулочных зон, эта работа будет продолжена. Есть несколько готовых проектов, которые нам подготовило еще КБ «Стрелка», - развития центра города, территории от сквера Невельского до Корабельной Набережной. Одна из ключевых зон для развития пешеходной сети, благоустройства - зона от «Олимпийца» до Кунгасного, которую мы успеем благоустроить уже в этом году. Сейчас активная работа в этом направлении ведется.
- Я так понимаю, Вы хорошо относитесь к здоровому образу жизни, у Вас и компания «Приморское кольцо» на этом специализировалось. Кстати, почему дрифт? Вы сами увлекались?
- Эта часть моей деятельности уже историей становится... Я не был фанатом дрифта, и вряд ли дрифт можно назвать моим увлечением. Я что делал? Я создавал проекты развития, на которые нужно было найти интересные, эффектные события для региона. Мы понимали, что спортивно-технический комплекс — это наиболее правильный путь в стратегии создания качества жизни. Также мы понимали, что крупные мировые спортивные события, такие как «Формула-1» довольно сложно привлечь, они очень дорогие. Международные соревнования по дрифту на тот момент стали решением проблемы. Это довольно недорогое, но масштабное международное событие во Владивостоке. Тем более, что здесь была своя субкультура, которая отчасти создавала проблемы для жителей города. И вот такое тризовское, как я говорю, решение родилось. Три в одном: первое – создание международного яркого события для региона; второе – возможность развития международных отношений Азии с Владивостоком; третье – чтобы субкультура, которая появилась во Владивостоке, не чахла, не создавала проблем горожанам, а реализовывалась в другом формате, более удобном для жителей и самих спортсменов.
- Андрей Тарасенко уже отметил 100 дней на посту, подвёл некие итоги. У Вас будут какие-нибудь итоги к 100 дням? Может, уже есть достижения?
- Нет, достижениями я хвастаться не буду… Когда в Думе выступал, я говорил, что у меня есть виденье, и оно совпадает, насколько я понимаю, с виденьем жителей Владивостока. Я приведу такую аллегорию: если ранее я управлял спортивным болидом, то сейчас выбором депутатов, являющихся представителями жителей города, я нахожусь в рубке боевого крейсера. Механизмы управления спортивным болидом и крейсером разные. Для того, чтобы выполнить важные задачи, нужно глубоко понимать механизмы управления, степень инерции, работу двигателей, команды, боевое вооружение и так далее. Люди, которые меня знают, понимают, что я не встану за пульт и не начну жать на все кнопки сразу… Ведь одна кнопка может привести к исправной работе светофора, но может разрушить что-то другое. Торпеду запустить, например, в неизвестном направлении. Поэтому важно сначала не толкать градоначальника, не ждать от него мгновенных действий. Требуется изучить работу всех механизмов, чтобы можно было быстро и эффективно достичь результатов.
- Как раз недавно журналист Андрей Калачинский опубликовал пост о том, что ждет от вас программу… Она будет?
- Есть программа социально-экономического развития Дальнего Востока, готовится новая стратегия развития Приморского края. Должна быть подготовлена новая стратегия развития Владивостока. Это всё нужно увязать. В том числе есть пространственная стратегия, которая разделяется мной, Андреем Тарасенко, Игорем Шуваловым, Юрием Трутневым. В принципе, картина в целом складывается. В том числе она будет документально оформлена в рамках «Стратегии развития Владивостокского городского округа».
- А как вообще с краевыми властями у Вас выстроен диалог, с новым губернатором?
- В том-то и дело, что ничего выстраивать не нужно. Когда есть общее виденье в стратегии и даже во многом в тактике, то ничего не надо выдумывать. Мы совместно работаем, абсолютно эффективно и очень конструктивно.
- Вы часто бываете за границей. В каких странах любите отдыхать?
- В моем понимании отдых — это немного не то, что обычно подразумевается. Я же был предпринимателем, и в этой работе нет перерывов. То есть работаешь, работаешь, работаешь, потом бах - и на пляже валяешься, - такого нет. Мыслительный процесс никогда не останавливается. У тебя просто постоянно меняется картинка для того, чтобы появлялись новые мысли, чтобы происходила какая-то перезагрузка. В командировки или отпуск я ездил для того, чтобы получить новые эмоции, новые идеи или мысли для их последующей реализации. Поэтому я не могу сказать, что я люблю отдыхать где-то в конкретных местах. Но если говорить о любимых странах - это Япония. И близко, и эффективно с точки зрения философии и получения новых мыслей и идей для развития. Благо, есть прямые рейсы.
- А за что Вы любите Владивосток?
- В основе многих вопросов, которые мне задают, лежат стереотипы. Как-то я участвовал в программе на местном ТВ, где обсуждался вопрос, уезжать или не уезжать из Приморья. Я тогда сказал, что сам вопрос просто некорректный, давайте лучше поговорим про то, как сделать жизнь здесь лучше. Вот это правильный вопрос, и он мне близок. А когда спрашивают, за что я люблю Владивосток, начинаешь хвататься за какие-то воспоминания… Вот маяк стоит – красиво, мост - классно, а вот здесь я рыбу ловил, наверно, за это люблю? Ну это же самообман получается! Вот вы за что любите родного человека, можете рациональный ответ дать? Потому что нос у него красивый, или он кормил вас вкусным мороженым?
-Нет, конечно.
- Потому что здесь нельзя применять рациональные доводы. Это мой родной город, за это я его и люблю!
Мария Стеблянко