Владивостокские журналисты "похоронили" родной журфак

Мнение о том, что реформы в ДВФУ скажутся отрицательно, оказалось преждевременным

12:11, 14 ноября 2016 Интервью
3b2a829a5558ff6e5ad5309632423893.jpg
Фото: Фото: Яндекс

В журналистском сообществе Владивостока появились тревожные для многих слухи о ликвидации кафедры журналистики и издательского бизнеса в ДВФУ, сообщает РИА VladNews. Особое недоумение и даже возмущение вызвали сведения о том, что программа первого курса по направлению "Журналистика" имеет отношение к специальности только посредством изучения одного предмета.

Источник РИА VladNews, близкий к ситуации в ДВФУ, рассказал о том, что же происходит на журфаке на самом деле. Он отметил, что реформы (о которых всех, впрочем, предупредили заранее) нацелены не на ликвидацию в вузе специальности "Журналист" как таковой, а на облегчение жизни студентов и структуризацию учебного процесса.

Так, кафедра журналистики и издательского дела преобразована в департамент медиа. Как отметил собеседник, "форма департамента очень близка к форме факультета, в отличие от кафедры. Это означает, что "журфак" не уничтожается, а практически реанимируется".

Вместе с тем, встревожившая владивостокских журналистов новость о том, что программа первого курса почти не предусматривает ничего общего с журналистикой, оказалась обоснованной. Однако при этом - вовсе не тревожной. Источник в ДВФУ рассказал, что изменения коснулись всех школ университета, и предметы общекультурной компетенции перевели в программу первого курса по всем специальностям. Теперь поголовно все первокурсники Дальневосточного федерального университета учатся по практически одинаковой программе:

- Чтобы упростить процесс подготовки студентов,  все общекультурные предметы (философия, история, ОБЖ и другие) было решено перевести в программу первого курса, - рассказал собеседник агентства. - Набор этих предметов практически одинаков для студентов всех специальностей, так как определен Федеральным государственным образовательным стандартом - но здесь есть небольшое различие в специальных дисциплинах (как правило, это вводные предметы, которые позволяют студентам познакомиться со специальностью и решить, хотят ли они учиться по данному направлению - или переведутся на другое). Во-первых, это сделано для студентов, которые после первого курса больше не будут возвращаться к общим предметам, а станут изучать в дальнейшем уже специальные предметы (профессиональной и общепрофессиональной компетенции). Во-вторых, это сделано для того, чтобы студент после первого курса смог перейти на другую специальность - и при этом разница дисциплин будет минимальна. Раньше общекультурные предметы были "размазаны" по программе четырех лет обучения, а теперь они сконцентрированы в первый курс. Да, предметов получилось много - но это федеральный стандарт: университет следует его нормам и ничего другого во всем этом нет. Абитуриентам и студентам, которых коснулись изменения, все разъяснялось заранее. Возможны, правда, и трудности, связанные с переходным периодом от старой системы обучения.

Стоит отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) регламентирует те компетенции, которыми должны обладать выпускники вузов по определенным специальностям - и оставляет за университетами и институтами право выбора программы обучения и порядка изучения предметов. Кроме того, федеральные вузы могут вводить дополнительные предметы - в рамках выбранной специализации. ДВФУ избрал для себя специализацию по географическому признаку: близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона диктует необходимость ориентации выпускников университета на работу в заданных культурно-политических условиях. По новому образовательному стандарту федерального университета, который внедрялся на протяжении последних двух лет, со следующего года в ДВФУ появится уклон на изучение культуры стран АТР.

Также в рамках новой образовательной модели "Бакалавриат 2.0" делается упор на английский язык: больше часов для этого предмета не стало, но изменился принцип формирования групп. Теперь студентов распределяют по группам в соответствии с их уровнем знания языка и вне зависимости от направления их обучения. Теперь новичкам не придется "тянуться" за ребятами со свободным знанием английского, а свободно говорящие студенты не будут скучать во время "подтягивания" отстающих преподавателями. Ведь с годами студентов с усредненным владением английским языком в России становится все меньше, по наблюдением преподавателей: в вузы приходит все больше учащихся с плохим английским либо с очень хорошим уровнем языка.

С 2017 года в ДВФУ планируется введение новой системы поступления в университет. Предполагается, что абитуриенты будут поступать не на какую-то определенную специальность, а на целую группу направлений. Такая система позволит колеблющимся абитуриентам не выбирать из родственных специальностей что-то одно, а решить свою судьбу уже после первого курса, когда придет понимание "мое - не мое".

Однако с журналистикой возникли проблемы: родственные направления обучения для нее в ДВФУ - это реклама и связи с общественностью, а также издательское дело, то есть специальности, для поступления на которые не нужен творческий конкурс. В то же время для журфаков творческий конкурс предусмотрен требованиями ФГОС. Теперь в ДВФУ решают эту задачу, которая создает препятствие на пути внедрения новой системы поступления для будущих журналистов, издателей и пиарщиков.

В любом случае, сейчас действует прежняя система поступления в университет, сообщили корреспонденту РИА VladNews в ДВФУ. Когда появится новый регламент, он будет выложен в открытом доступе на сайте университета. В общем, отметил собеседник РИА VladNews, владивостокские журналисты поторопились с "похоронами" родного журфака ДВФУ.