Представители Владивостока и Находки посетили конференцию, посвященную 80-летию Пакта Рериха

Картины Рерихов экспонировались в Приморье

16:16, 12 ноября 2015 Культура
f37872d3bd7cb26b6a437db88dea9c55.jpg
Фото: Фото: автора

Этой осенью под патронатом ЮНЕСКО состоялась конференция, посвященная 80-летию Пакта Рериха. В ней приняли участие 247 делегатов из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и из Владивостока и Находки, сообщает РИА VladNews.

Планета Земля с древнейших времен и по наше время проходит через разрушительные войны. Только вот если у древнего человека это был томагавк, то у современного ядерная бомба. Применение оружия массового уничтожения не ограничивается только полями сражений – в его пространство вместе с армией попадают и мирные жители: старики, женщины, дети. Картины ужасающих разрушений, которые может наблюдать каждый человек, включив вечерние новости. Помимо разрушенных городов и толп беженцев планомерно и сознательно разрушаются и памятники культуры. Такого массового одичания по отношению к памятникам, простоявшим тысячелетия, не припомнит ни одна эпоха. Человечество веками не может вырваться из этого круга войн и конфликтов. Что же противопоставить этому? Миротворческие инициативы. Именно таким проектом и стал Пакт Рериха, подписанный 21 государством в Вашингтоне еще в 1935 году. Пакт являл главную мысль - «Мир через культуру». Потому что именно культура поднимает сознание человека и несет ему Свет и Знание.

«Три года назад музей начал выставочный проект, посвященный пакту Рериха, который вызвал за рубежом большой интерес. Австрия, Германия, Индия, Италия, Мексика, Аргентина, Франция и почти все страны латинской Америки заказали эту выставку. Она с успехом прошла в Швейцарии, в отделении ООН, о чем широко писала зарубежная пресса. Так постепенно начало расширяться реальное антивоенное движение «Мир через культуру». Есть космический закон – Тьма разрушает, Свет созидает. Культура по своей природе всегда созидательна. И если мы в России не добьемся укрепления культуры, то будущее её будет печальным», - писала в начале 2015 года Генеральный директор музея имени Н.К.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова.

Так с 2013 года по всей России стартовали одновременно 10 маршрутов по всем федеральным округам, в том числе и на Дальнем Востоке. В экспозиции представлен богатейший материал об истории международного движения во имя сохранения культуры. Уникальные документы, фотографии, репродукции картин Н.К.Рериха. Фотографии варварских разрушений, которые никого не оставят равнодушными, ведь они существуют несмотря на принятые законы и конвенции. И это свидетельствует об актуальности Пакта Рериха, который декларировал рост общественного самосознания как гарант защиты культуры. Выставка прошла в 90 городах России, в том числе в 2014 году во Владивостоке и Находке, многие доклады выступающих были посвящены этой теме.

Еще один наболевший вопрос решался на конференции – статус музея им.Н.К.Рериха. В настоящее время он является самым крупным общественным музеем в России. Тем не менее, несмотря на широкую просветительскую деятельность, не только в России но и за рубежом, музей постоянно подвергается нападкам со стороны чиновников министерства культуры. 26 лет существует музей и все это время не прекращаются судебные тяжбы с одной единственной целью – отобрать здание – отреставрированную на деньги общественности старинную усадьбу Лопухиных в центре Москвы. Выселить музей, перевести его фонды на государственный баланс, что противоречит завещанию семьи Рерихов. Привезла его из Индии в Москву Людмила Васильевна Шапошникова. На тот момент оно составляло 4 тонны - картины, уникальные артефакты, предметы искусства. За более чем четверть века коллекция, стараниями сотрудников музея существенно пополнилась. По всему миру меценаты скупали на аукционах и передавали в дар картины, пополняя фонд музея в России. Сегодня в музее существует более 700 живописных и графических произведений семьи Рерихов, не считая предметов декоративно прикладного искусства и реликвий. Одним из главных пунктов завещания был - организация передвижных выставок по всему пространству страны. МЦР свято выполняет волю дарителя. Сотни выставок прошли не только в России, но и за рубежом. Созданный общественный музей стал крупнейшим центром в мире по экспонированию, изучению и популяризации художественного и философского наследия великой семьи. На Дальнем Востоке первые выставки Николая Рериха прошли в начале девяностых прошлого столетия и периодически повторялись в обновленном составе картин и артефактов. Иногда это были выставки, где было представлено творчество отца и сына Рерихов, но в основном картины из серии «Священные Гималаи». Экспонировались подлинники, которые могли увидеть тысячи людей Приморского края – Владивостока, Находки, Уссурийска. Интерес к творчеству художников был и есть огромный. Чем же так притягательно творчество художников?

Их картины несут очень мощную энергетику красоты, в них закодированы послания будущим поколениям. Человек, попадающий в поле картины, уже никогда не будет прежним. Его аура, подсознание, при контакте, насыщается тонкими флюидами красоты. Излучения реальны и мощны, много более чем электричество. Ведь что такое красота? Ничто иное, как тонкая вибрация, энергия, которая творчески преображает душу человека, возвышает его дух, вдохновляя на свершения во имя возвышенного идеала, формирует основы жизненной или живой этики. И именно такую тонко вибрационную составляющую, направленную на эволюцию человека несут в себе творения великих художников. Людмила Васильевна Шапошникова говорила по этому поводу так: «Рерих не только художник. У него есть определенная миссия на нашей планете. Этот момент не все еще уловили, но он главный в деятельности и в творчестве Рерихов: и Николая Константиновича и Елены Ивановны, и двух их сыновей – Юрия Николаевича ученого востоковеда и Святослава Николаевича художника и мыслителя. Эти четыре человека, работавшие на наше будущее, были тесно связаны с Космосом, космической эволюцией. Это сложная система знаний, для передачи человечеству которых был необходим человек, способный их усвоить и интерпретировать. Такими людьми были Рерихи, это была главная их миссия. Они – передатчики высокого эволюционного творчества на нашу планету. Процесс такой передачи происходит через картины, философию, литературу, через все творческое наследие. Борясь за музей, мы боремся за свою страну».

24 августа 2015 года Людмила Васильевна ушла из жизни. 

«На музеях, - говорил Д.С.Лихачев, - лежит задача нравственного воспитания людей, развития у них эстетического вкуса и поднятия культурного уровня». В этом то и состоит высокая миссия музеев, работающих и популяризирующих наследие великих деятелей культуры. И особняком в этом пантеоне всегда будет стоять любимый мною музей, тот к которому так стремится сердце издалека – необыкновенный остров прекрасного - музей им. Николая Константиновича Рериха – великого подвижника земли русской. А.Тарабрина