«Росатом» подложит Приморью могильник

Государственная корпорация

11:36, 27 ноября 2013 Политика
ea8615da4992085346a50da4d32109d6.jpg

Жители края собирают подписи протеста, потому что никто не знает, чем обернется для региона новая стройка

Жители Дальнего Востока могли бы и не узнать о планах атомщиков – информация нигде не афишировалась и не обсуждалась открыто на общественных слушаниях. Видимо, боятся, что с акциями протеста поднимутся местное население и экологические организации. Но шила в мешке не утаишь. Завесу тайны приоткрыло в середине ноября объявление о тендере на сайте государственных закупок на разработку проекта хранилища на 40 тысяч кубометров для твердых радиоактивных отходов (ТРО) в бухте Сысоева (ЗАТО Фокино), проведение изыскательских работ и подготовку рабочей документации. На все про все корпорация готова потратить почти 211 миллионов рублей.

Экологи и врачи – против

Новость о «центре длительного хранения» собрала в стенах Биолого-почвенного института ДВО РАН координационный совет по проблемам экологии Приморского края.

– Пока возникают только вопросы, на которые никто не дает ответа, – сказал корреспонденту «В» доктор геолого- минералогических наук, заслуженный эколог РФ Борис Преображенский. – Зачем этот могильник понадобился в густонаселенном районе? Какие радиоактивные вещества там будут складироваться и откуда их привезут? Их будет много? Будут ли завозить в Приморье для утилизации или хранения отходы из других стран?

Не исключено, что речь идет о подготовительных площадках строительства в дальнейшем атомной электростанции. Столь мощный могильник для будущей АЭС будет оправдан. Планы на создание атомной энергетики существуют давно. Хотя имеющейся тепловой энергии хватает краю с избытком, не вся генерация даже востребована. Дефицит электроэнергии может появиться, если в крае появится энергоемкое производство. Таким может стать только завод по производству алюминия. Спрос на подобную продукцию имеется в соседних странах: Японии, Южной Корее, Китае. Производство это крайне вредное и опасное, чему свидетельством являются вымирающие деревни в Красноярском крае и Иркутской области.

Хочу подчеркнуть, что не только в Приморье «Росатом» хочет построить радиационные могильники. Возмущенные протесты раздаются в Самарской, Архангельской, Саратовской, Челябинской областях, Красноярском крае и ряде других субъектов. Видимо, где удастся решить все скрытно, там и появятся столь опасные хранилища. А если не получится, то привезут в Приморье? На сайте «Росатома» черным по белому написано, что им необходимо «переработать и привести в безопасное состояние существенное количество радиоактивных отходов, накопленных в результате деятельности региональных (других) филиалов «РосРАО».

– Борис Владимирович, что-¬нибудь конкретно уже известно по данному проекту?

– Идет выбор будущего месторасположения. Это мыс Сысоева, побережье у бухты Сысоева и бухты Чажма, где хранятся реакторные отсеки лодок. О жидких радиоактивных отходах речь не идет. Стало быть, хранилище предназначено для твердых веществ.

Подчеркну: в Приморье нет ни одного безопасного места для хранения радиоактивных отходов.

И вообще, такие вещества нужно хранить не десятилетия или столетия, а многие тысячи лет. На территории Индии есть останки городов древних цивилизаций, подвергшихся ядерным ударам, спустя тысячелетия радиация там до сих пор опасна для человека. Многие радиоактивные вещества разлагаются на протяжении нескольких поколений.

Изначально нужен стабильный геотектонический блок без малейших разломов и опасности землетрясений. Приморье таким даром не располагает. Далее нужна шахта, не имеющая текучей воды. И, естественно, требуется искусственный сверхнадежный многослойный бетонно¬-водный саркофаг. Если он будет поврежден, то в крае мало никому не покажется, – подчеркнул ученый-эколог Преображенский.

– Приморье находится в зоне особого риска на предмет заболеваний раком, – подчеркнула врач-онколог одной из частных клиник Владивостока Наталья Несысоева. – На побережье нашего края имеются захоронения радиоактивных отходов, а на дне акваторий затоплены объекты со следами радиации. Поэтому и число больных раком исчисляется десятками тысяч! У меня есть пример: в 80-х годах один механик ДВМП незначительное время проработал на атомном лихтеровозе «Севморпуть» – уже много лет ему приходится бороться с опасной болезнью.

Уже никого не удивляет, что в клиники обращается большое число людей с лейкозами, с проблемами щитовидной железы... От рака умирает множество людей в полном расцвете сил. Правда, в последнее время ситуация с лечением онкологии улучшилась. А люди со средним достатком выезжают на лечение в Южную Корею и Сингапур, что также приносит свои положительные результаты.

…Кстати, в Приморье уже образовалась группа неравнодушных людей, которая инициировала в социальных сетях подготовку обращения на имя губернатора Владимира Миклушевского и сбор подписей земляков. Жители края выступают категорически против любого строительства могильников или производств по переработке твердых радиоактивных отходов на родной земле. Они считают, что малая родина должна остаться детям и внукам для нормальной жизни, а не отдаваться под объекты ядерной угрозы.

Чиновники и атомщики – за

Как только приморские журналисты стали сообща бить в набат, сразу же появились «поясняющие» тексты. Администрация края распространила информацию под заголовком «Новый Центр переработки РАО решит проблему радиационного загрязнения Приморья». Выходит, что проблема существует и имеется радиационное загрязнение Приморья. А жителей многие годы водят за нос?

– Никакой могильник строиться не будет. Необходимости в его строительстве нет. Будет построена новая инфраструктура, которая позволит переработать накопленные ранее твердые радиоактивные отходы, – заявил директор Дальневосточного центра по обращению с радиоактивными отходами (ДальРАО) Николай Лысенко. – В Приморье накоплено определенное количество ТРО, которые подлежат переработке. Только реабилитируя территорию, принятую от Тихоокеанского флота, мы собрали шесть тысяч кубических метров этих отходов. Они размещены в специальных хранилищах.

ФГУП «РосРАО» госкорпорации «Росатом» сделало официальное заявление: «Это важный объект как для Дальнего Востока, так и для страны в целом, так как его создание вызвано необходимостью решения проблем экологической обстановки и радиационной безопасности края. Актуальность этой задачи остро встала перед государством в связи с приближением срока окончания эксплуатации хранилищ радиоактивных отходов, размещенных на территории региона, а также необходимостью скорейшей утилизации находящихся на плаву судов атомного технологического обслуживания, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, выведенных из состава ВМФ, и переработки радиоактивных отходов, образованных при утилизации атомных подводных лодок. Работа РЦКДХ позволит извлечь радиоактивные отходы из существующих хранилищ, собрать все радиоактивные материалы в регионе, упаковать их в надежные и безопасные контейнеры и передать «Национальному оператору РАО» на окончательную изоляцию за пределы Приморского края.

Недавно построенный и уже начавший свою работу «Пункт долговременного хранения реакторных отсеков» на мысе Устричном Приморского края позволил извлечь с акватории бухты Чажма и разделать три блока реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок. Сейчас поднято из воды судно атомного технологического обслуживания ТНТ-50, начаты работы по утилизации еще одного судна АТО – ТНТ-16».

Глава городского округа ЗАТО Фокино Сергей Терентьев также прокомментировал ситуацию с хранилищем радиоактивных отходов:

– Министерство обороны с 1961 года имело береговую техническую базу в районе бухты Сысоева, и там хранились все радиоактивные отходы с атомных подводных лодок, начиная с лодок первого поколения. Эти хранилища выслужили свой срок, заканчивается период эксплуатации. Из них необходимо радиоактивные отходы доставать. Есть простая концепция: взять и построить новое хранилище и переместить туда отходы. «Росатом» реализует следующую концепцию: все накопленные радиоактивные отходы и те, которые возникают сейчас, уменьшить в объемах, перевести их в разряд долговременного хранения. Тем самым исключается попадание радиоактивных веществ в окружающую среду. «Росатом» провел огромную работу по утилизации подводных лодок, которые находились на берегу бухты Чажма, а две аварийные лодки, которые стояли в Павловске, приведены в безопасное хранение.


СПРАВКА «В»

10 АВГУСТА 1985 года на атомной подводной лодке К-431, проходящей капитальный ремонт у причальной стенки 30-го судоремонтного завода в ЗАТО Фокино, раздался мощный взрыв. Он был такой силы, что многотонная крышка реактора, пробив палубы и корпус ракетоносца, улетела на несколько десятков метров в море. Это взорвался атомный реактор на субмарине. На месте погибло десять офицеров и инженеров. Через несколько дней скончался еще один офицер. Дальнейший счет погибших от распространившейся радиации среди экипажа подводников и участвовавших в ликвидации аварии не поддается учету (автор этих строк неоднократно писал о трагедии на страницах «В»).

На Тихоокеанском флоте произошло еще два ЧП в реакторных отсеках на АПЛ (№ 610 и 541) в 1979 и 1985 годах, они обошлись без человеческих жертв и выбросов радиации.

Одно захоронение аварийной лодки (или трех ее отсеков) имеется на площадке «Гранитная» возле бухты Разбойник. По соседству изолировали отсеки еще одной пострадавшей субмарины.

Полная утилизация аварийной АПЛ в среднем обходится в 7 миллионов долларов США.
 

Источник: Николай Кутенких, газета "Владивосток"

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!