Введение в эксплуатацию 14 объектов саммита перенесено на более поздний срок. Так, мост через бухту Золотой Рог, автомобильная дорога поселок Новый – полуостров Де-Фриза – Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом через Амурский залив, автомобильная дорога бухта Патрокл – мостовой переход через бухту Золотой Рог (которая свяжет мосты через бухту Золотой Рог и на остров Русский) будут сданы в эксплуатацию в конце мая 2012 года. Это решение озвучил на совещании с участием полпреда Виктора Ишаева 16 июня во Владивостоке губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Соответствующие изменения уже внесены в проект федеральной целевой программы.
Хотя к концу 2011 года будет выполнена основная и самая сложная часть работ на данных объектах, полное завершение строительства по технологическим причинам возможно только в теплое время года. Это покраска мостовых сооружений, устройство гидроизоляции и асфальтобетонного покрытия, озеленение и ряд других работ.
По информации первого вице-премьера, председателя оргкомитета саммита АТЭС-2012 Игоря Шувалова, подготовку к саммиту обсудит президент РФ Дмитрий Медведев, который прибудет во Владивосток 30 июня.
Причины
Причины отставания строительства объектов саммита для специалистов очевидны: они в последнее время стали основной темой на рабочих планерках с участием заказчика, генподрядчика и субподрядчиков. Назовем главные из них. Поскольку часть стройки проходит по земле, принадлежавшей Министерству обороны, долгое время решался вопрос с разрешительными документами на передачу земли в собственность администрации Владивостока. Проблемно согласовывалась и утверждалась проектно-строительная документация. Очень тяжело шел снос домов, попавших в зону строительства, а также расселение жильцов и собственников жилья – эти проблемы задержали строителей на несколько месяцев.
В ходе самого строительства стали подводить некоторые подрядные организации. Еще зимой 2011 года заместитель полпреда Александр Полещук, побывав с инспекцией во Владивостоке, жестко раскритиковал ОАО «Дальмостострой» - этот субподрядчик строит мост через бухту Золотой Рог со стороны мыса Чуркина. В январе компания отставала от графика уже на 5 месяцев. Заместитель полпреда предложил ужесточить контроль за работой Дальмостостроя вплоть до прокурорской проверки расходования средств субподрядчиком.
Лучшая защита - нападение
Генеральный подрядчик строительства моста через бухту Золотой Рог - ЗАО «ТМК» - ведет работы на северной стороне объекта(район фуникулера). А с южной стороны (мыс Чуркина) – субподрядная организация ОАО «Дальмостострой». После того, как Тихоокеанская мостостроительная компания свою часть объекта возвела до самой кромки моря у 37-го причала, а с «чуркинской» стороны обозначился только маленький «хвост» моста, столь явное отставание стало вызывать искреннее недоумение горожан.
После разноса начальства за такую работу руководители ОАО «Дальмостострой» сделали оригинальные выводы из неприятной для себя ситуации. Они … подали иск в Арбитражный суд г. Москвы, требуя от подрядчика (ЗАО «ТМК») более 793 миллионов рублей. Предварительное слушание состоится в Москве, поскольку страховая компания генподрядчика находится в столице, да и ОАО «Дальмостострой» сегодня, по сути, является московской компанией.
По словам генерального директора ЗАО «ТМК» Виктора Гребнева никто из руководителей субподрядчика с подобными претензиями к нему не обращался, иск от Дальмостроя стал для него полной неожиданностью. В ТМК до сих пор изумляются: отстающая компания, не справившись с работой и сорвав план сдачи моста, хочет получить без малого миллиард за … отставание от графика на 5 месяцев!
Руководители ЗАО «ТМК», удивленные столь резвым демаршем отстающей компании, тем не менее, перебросили часть своего коллектива на помощь Дальмостострою. Сегодня на противоположной стороне моста работают 180 специалистов Тихоокеанской мостостроительной компании.
Две большие разницы
Почему же руководители ЗАО «ТМК» сами не обратились в суд с иском к компании, которая поставила под угрозу срыва строительство объекта государственной важности?
- Нет времени и возможности заниматься чем-то еще, кроме стройки, - объяснил генеральный директора ЗАО «ТМК» Виктор Гребнев.
Надо отдать должное, в советские времена Дальмостострой, будучи еще хабаровским, собрал под свое крыло лучших мостостроителей Дальнего Востока, которые возводили в регионе самые сложные объекты. Виктор Гребнев и сам много лет проработал в Дальмостострое, руководил одним из его подразделений - Уссурийским мостостроительным отрядом. Шесть лет назад, когда Гребнев ушел из Дальмостостроя, это была совсем другая компания, нежели сегодня.
По-человечески понятно, что генеральному директору ТМК обидно за коллектив, где он вырос как профессионал.
- Мне нечего делить с мужиками, которые остались там, - с горечью говорит Виктор Гребнев. - Они ведь хотят строить нормально. Но для того, чтобы эффективно работать, нужны грамотные руководители, которые должны организовать материальное обеспечение, условия работы и быта, мотивацию сотрудников. А если всего этого нет, то какие могут быть результаты у компании?
Надо сказать, к Гребневу из Дальмостостроя в последнее время перешли работать немало опытных специалистов. А ведь настоящий мостостроитель – это не просто сложная профессия, но и штучная.
Заместитель генерального директора ЗАО «ТМК» Виктор Скляров несколько лет назад также работал в ОАО «Дальмостострой». По его словам, с начала строительства моста через бухту Золотой Рог в Дальмостострое сменился собственник, и сегодня там уже четвертый генеральный директор. К несчастью ни он, ни предыдущий не имеют никакого отношения к строительству мостов - по образованию они финансисты.
- Если руководитель не знает даже, что мостостроителей учат в вузе, то какого результата можно ожидать от него на объекте? - замечает Виктор Скляров. - Как можно было собрать команду, которая сегодня делает, завтра разбирает сделанное, а послезавтра приходят другие строители и все повторяется снова? При этом руководство требует оплатить эти самые «дополнительные затраты».
В ЗАО «ТМК» резонно спрашивают: если вы сами создаете проблемы неграмотным руководством, то почему ваши ошибки должен оплачивать кто-то другой? Ведь коллектив ЗАО «ТМК» выполняет такую же работу без всяких дополнительных финансовых затрат.
Прораб участка № 2 Иван Пурдышов в прошлом году перешел из «Дальмостостроя» в «Тихоокеанскую мостостроительную компанию»:
- Та элита отечественного мостостроения, которая была когда-то на предприятии «Дальмостострой», уже ушла. Сейчас это московская компания. Вместе со сменой собственника там многое изменилось в худшую сторону. Непрофессионалу очень сложно понять специфику труда мостостроителей и очевидные вещи ему труднее всего объяснить. Я работал там начальником участка, и мне важно было честно смотреть своим подчиненным в глаза. А при нынешнем руководстве Дальмостостроя это стало невозможно.
- Мы действуем в рамках закона, - говорит Виктор Гребнев. - Контролирующие финансовые организации жестко следят за правильностью всех расходов компании, в том числе и Росфиннадзор, который отвечает за расходование федерального бюджета. Никаких финансовых нарушений в Тихоокеанской мостостроительной компании они не отметили. Мы думаем, что история с иском в суд - это попытка руководства Дальмостростроя решить свои финансовые проблемы за счет генерального подрядчика.
Слухи и мифы
Говорят, когда сплетни стареют, они становятся мифами. Строительство моста через бухту Золотой Рог к сегодняшнему дню обросло целой гирляндой нелепых слухов, сплетен и домыслов. Надо признать, в этом есть доля «заслуг» и самих строителей, которые, отмахиваясь от настойчивых вопросов, следовали принципу «собака лает – караван идет». С одной стороны, их можно понять: если отвечать на каждую нелепицу - и работать-то будет некогда. Но, с другой стороны, не отвечаете вы – ответят другие, да так, что белое покажется черным, и наоборот.
В результате на один озвученный в средствах массовой информации ответ руководителей ЗАО «ТМК» приходится с десяток предположений, разного рода «страшилок» и откровенного вранья, которые гуляют по страницам некоторых печатных изданий и по просторам Интернета. Нельзя сбрасывать со счетов и высказывания отдельных коллег - посчитав себя обойденными вниманием в большой саммитовской стройке, они добавили свои голоса в общий хор.
«Стройки века», как их порой называют журналисты, находятся под постоянным бдительным надзором местных жителей и журналистов. Недавно в пресс-службе ТМК несколько дней подряд отвечали на десятки звонков «Почему остановился ремонт дороги на Патрокле?!». Причиной волнений стал переброс дорожной техники с одного участка на другой. Примерно такая же реакция была, когда специалисты на пролетном строении моста в районе фуникулера перешли на работы внутри конструкции: «Куда исчезли рабочие? Почему прекратили строить мост?», - возмущались владивостокцы.
Еще один пример. В те дни, когда видео «волнующегося» моста в Волгограде обошло центральные телеканалы, тут же появились панические прогнозы во Владивостоке: «наш мост строят так же, по нему опасно будет ездить»! Газета «Владивосток» тогда напечатала интервью с генеральным директором ЗАО «ТМК» Виктором Гребневым, где он объяснил причину колебаний старого моста на Волге, а также принципиальные различия конструкций «волгоградского» и «нашего» моста. Но эти понятные разъяснения профессионала утонули в потоке искусственно подогреваемой «сенсации» про качающийся мост.
Впрочем, это вполне объяснимо: новости в стиле «кровь, секс, происшествия», как горячие пирожки расхватываются публикой. А чего только не сделаешь ради роста рейтинга (значит, и роста собственных доходов)! Тут используется все – от передергивания фактов до страшилок в духе историй про собаку Баскервилей.
В заключении – анекдот в тему. Как-то раз доктор Ватсон разговаривал с Шерлоком Холмсом:
- Дорогой Холмс, а правда, что вы видели собаку Баскервилей?
Шерлок Холмс, протягивая доктору Ватсону свою трубку:
- Попробуйте, Ватсон, вы еще и не такое увидите!
Наша справка
Новое на мостовом переходе через бухту Золотой Рог:
*23-24 июня 2011 года произошло важное событие - натяжка первых двух пар вант.
*Начался монтаж руслового пролета.
*На 100% выполнены работы по бетонированию северного анкерного пролета (со стороны фуникулера), на 70% - со стороны Чуркина.
*7 июня 2011 г. выполнен подъем и закрепление второй панели пролетного строения.
*На северной стороне (в районе фуникулера) продолжается строительство эстакады (подъезд от тоннеля к мостовому переходу): смонтированы металлические пролеты, идет омоноличивание основной проезжей части.
* На южной стороне (со стороны мыса Чуркина) ведутся работы по бетонированию пилона опоры № 9.
Собака Баскервилей над бухтой Золотой Рог
Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете. Этот закон Джозефа Мерфи подтвердился в ходе строительства ряда объектов саммита АТЭ
Источник: Татьяна НАДЕИНА
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!