Российский закон не позволяет приморским рыбакам оформлять суда-кальмароловы

В Приморской подзоне практически не ведется лов кальмара. Наука рекомендует к вылову порядка ста тысяч тонн полезного и вкусного головоно

15:14, 26 мая 2011 Общество
4d49d5f80f7a9c66ac3fa93a6bada70f.jpg

В Приморской подзоне практически не ведется лов кальмара. Наука рекомендует к вылову порядка ста тысяч тонн полезного и вкусного головоногого моллюска, наши же рыбаки выбирают от силы лишь 5 тысяч тонн.

На приморских рынках превалирует продукция из Китая. Рыбаки из Поднебесной выходят на промысел в Перу, на своих предприятиях перерабатывают в полуфабрикат и готовую продукцию (например, стружку), везут в Россию. Отсюда его дороговизна, и нежелание торговли брать на реализацию товар, отпугивающий покупателей непрерывным ростом цен на него.
Вялый интерес местных рыбаков к кальмару сами ученые объясняют тем, что подзона Приморья имеет достаточный промысловый запас других ценных видов, поэтому сложно переориентировать рыбопромышленников на вылов тихоокеанского кальмара. Именно этот вид обитает в прибрежных водах, и его добыча требует особого оборудования.

- Небольшое освоение тихоокеанского кальмара можно объяснить несколько другими условиями промысла, которые возможно и отпугивают рыбаков, - считает заведующий лабораторией ресурсов пелагиали, кандидат биологических наук Виталий Дударев. – Если командорский кальмар можно облавливать донным тралом, поскольку он в некоторые периоды жизни обитает на дне, то для тихоокеанского кальмара нужно специфическое оборудованием – специальные вертикальные ярусы и освещение (для приманивания кальмара), поскольку этот вид – пелагический (обитатель верхних и средних водных толщ). Данное оборудование не является дорогостоящим, и вполне может быть установлено на среднетонажных и малотоннажных судах, однако оно не подходит для промысла других гидробионтов.

Приморские рыбопромышленники говорят, что и рады бы вести прибрежный лов кальмара и загружать местные перерабатывающие береговые заводы, но нет флота.

Свой не строится по причине дороговизны, а бэушные, завезенные из соседних стран, вроде бы и по деньгам, но оформить их по правилам действующего российского законодательства весьма проблематично, вернее невозможно.
- Суда - кальмароловы, которые везут с Японии, Кореи и Китая - это маломерный флот, с пластиковым корпусом, рассчитан на экипаж, численностью 2-3 человека, - рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов. – Использовать на лове кальмара более мощные плавсредства крайне неэффективно. В итоге из-за отсутствия флота наши предприятия практически не занимаются промыслом кальмара. Жаль, это сырье весьма востребовано нашими перерабатывающими береговыми заводами.

Ранее маломерные промысловые суда регистрировались в администрации морского рыбного порта. После его объединения с администрацией Владивостокского морского торгового порта, прошедшей в связи с выходом в 2007-м году ФЗ №261 «О морских портах в РФ…», оформление маломерных судов было приведено в соответствие с требованиями законодательства. Реформы заметно усложнили жизнь рыбопромышленников.

Дело в том, что свидетельство о годности к плаванию, без которого в море порт не выпустит, выдается органом, осуществляющим технический надзор за судном. Кодекс торгового мореплавания РФ определяет, что для судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт такое освидетельствование проводит Морской регистр РФ. Прогулочные и спортивные плавсредства регистрируются в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Ни к одной из этих категорий не относятся небольшие рыбопромысловые суда, мощностью до 55 киловатт, они оказались в правой яме.
Как отметил представитель ГИМС, последние 5-7 лет экспертами обсуждается вопрос о необходимости создания специального отдела при администрации капитана порта, который бы занимался регистрацией этого вида флота. Но последнее слово в решении этого вопроса за Министерством транспорта, а там, очевидно, не спешат его сказать.

Другие материалы на эту тему читайте в газете "Владивосток" за пятницу, 27 мая